Права и обязанности пассажиров в общественном транспорте

Горожанам на заметку: обязанности и права пассажира в общественном транспорте

Права и обязанности пассажиров в общественном транспорте
03.10.2014, 11:31

Вход в трамвай, троллейбус, автобус и выход из них разрешается только на остановочных пунктах, после полной остановки подвижного состава;

Граждане обязаны соблюдать очередность при входе в трамвай, троллейбус, автобус и при выходе из них;

Преимущественным правом входа в переднюю дверь пользуются: граждане с детьми дошкольного возраста, дети в возрасте до 10 лет, лица престарелого возраста, беременные женщины, инвалиды, работники городского пассажирского транспорта при исполнении ими служебных обязанностей;

Во время поездки в общественном транспорте пассажир должен держаться за поручни во избежание падения;

Передние 8 мест в салоне, обозначенные специальными надписями или символами, предназначаются для инвалидов, лиц престарелого возраста, пассажиров с детьми и беременных женщин;

Во время поездки в общественном транспорте пассажир должен соблюдать общественный порядок, быть внимательным и предупредительным к другим пассажирам, а также к работникам предприятий пассажирского транспорта;

Пассажир должен располагать свой багаж таким образом, чтобы он не создавал помех для передвижения по салону другим пассажирам, а также работникам предприятий пассажирского транспорта;

По прибытии на конечную остановку маршрута пассажиры обязаны выйти из салона трамвая, троллейбуса, автобуса.

Пассажир обязан:

· иметь при себе билет на проезд, на перевозку багажа, а при наличии права на льготы относительно оплаты проезда — соответствующее удостоверение.

· билет на городские перевозки должен быть закомпостирован пассажиром после посадки в автобус. За перевозку багажа городскими маршрутами компостируется один билет.

Лица, которые пользуются льготами в осуществлении оплаты поездки междугородными маршрутами, обращаются в билетную кассу автостанции для внесения соответствующей отметки в кассовой ведомости и получению безоплатного билета, а в случае отсутствия билетной кассы — к водителю;

· занимать отмеченное в билете место, хранить билет до конца поездки и предъявлять в развернутом виде по требованию лиц, что имеют право контроля;

· придерживаться требований этих Правил и не нарушать общественный порядок;

· осуществлять посадку (высадку) лишь после остановки автобуса;

· заблаговременно подать сигнал водителю соответствующим звонком или устно в случае выхода на остановке «По требованию»;

· в случае дорожно-транспортного происшествия оказать возможную помощь пострадавшим и сообщить об этом в органы милиции;

· сообщить водителю о найденных забытых вещах, документах и ценностях.

Пассажир имеет право на:

· безопасную и качественную перевозку;

· выдвижение требований к перевозчику относительно выполнения им условий договора перевозки;

· безоплатный провоз одного ребенка дошкольного возраста без предоставление ему отдельного места;

· безоплатный провоз ручной клади;

· перевозка с собой собаки в наморднике и с поводком за плату согласно с тарифом, мелких зверей и птиц в клетках;

· перевозка багажа и посылки с оплатой согласно с тарифом;

· объявление ценности багажа, посылки;

· получение от перевозчика, водителя, на остановках, автостанциях (автовокзалах) информации об услугах автомобильного транспорта общего пользования;

· компенсацию за причиненный ему вред.

Право внеочередного входа в автобус имеют:

· беременные женщины;

· инвалиды;

· пассажиры с детьми дошкольного возраста;

· граждане преклонных лет.

Для отмеченных категорий пассажиров в передней части салонов автобусов городских и пригородных маршрутов отводятся места. Другие пассажиры могут пользоваться этими местами лишь при отсутствии в салоне пассажиров отмеченных категорий.

Пассажиру может быть отказано в перевозке:

· в случае отсутствия свободных мест или отказа приобрести билет на проезд в автобусе;

· если он нарушает общественный порядок;

· если своим багажом, ручной кладью или одеждой он может загрязнить транспортное средство или одежду других пассажиров, а также если он пытается перевезти запрещенные для перевозки багаж, ручную кладь и другие вещи.

Пассажир не имеет права:

· во время движения отвлекать внимание водителя от управления автобусом;

· открывать двери автобуса до полной его остановки;

· препятствовать закрытию дверей;

· осуществлять поездку автобусом без оплаты ее стоимости;

· делать исправление в билете и передавать его другому пассажиру;

· перевозить багаж и ручную кладь на сидении;

· пользоваться аварийным оборудованием автобуса без надобности.

Источник: https://elets-adm.ru/news/1425

Права и обязанности пассажиров общественного транспорта

Права и обязанности пассажиров в общественном транспорте

Ежедневно пользуясь общественным транспортом, мало кто задумывается о таких вопросах, как права и обязанности пассажиров. Как результат, оказавшись в конфликтной или чрезвычайной ситуации, человек просто не знает, как себя вести. Таким образом, юридическая грамотность – это объективная необходимость даже в повседневной жизни.

Права пассажиров

Права и обязанности пассажиров должен знать любой человек, который пользуется общественным транспортом. К сожалению, первая категория включает в себя не так много пунктов. Пассажиры имеют следующие права:

  • на своевременный, качественный и безопасный проезд к пункту назначения;
  • на получение полной и достоверной информации об условиях и маршруте передвижения, а также возмещение причиненного вреда в случае возникновения аварийных ситуаций;
  • провозить детей в возрасте до 7 лет на безвозмездной основе;
  • бесплатно провозить с собой следующее:
    • ручную кладь;
    • коляску, санки, пару лыж или велосипед;
    • птиц и мелких животных в клетке;
    • собаку на коротком поводке и в наморднике;
    • кота;
    • некрупный садовый инвентарь, острые части которого упакованы;
  • решать возникшие споры и претензии в судебном порядке.

Обязанности пассажиров

Получая транспортную услугу, человек зачастую помнит только о своих правах. Между тем обязанности пассажиров намного более обширны. Так, пользователь общественного транспорта должен:

  • иметь при себе документы, удостоверяющие право на проезд (билет, проездной, удостоверение, подтверждающее льготную категорию);
  • оплатить проезд и закомпостировать купленный разовый талон;
  • сохранять билет до конца поездки;
  • при провозе крупного багажа оплачивать каждую единицу;
  • освободить салон после прибытия на конечную остановку;
  • предоставлять проездные документы по требованию водителя, контролера или должностных лиц;
  • бережно относиться к оснащению салона транспортного средства;
  • соблюдать чистоту и общественный порядок;
  • не задерживаться у входных дверей и не заслонять проход багажом и прочими предметами;
  • не препятствовать открытию и закрытию дверей, а также входу и выходу пассажиров;
  • заботиться о личной безопасности, держась за поручни;
  • уступать место пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам и пассажирам с детьми;
  • заранее готовиться к выходу, не задерживая водителя на остановке;
  • при нахождении забытых вещей сдать их водителю, кондуктору или диспетчеру (если вы едете до конечной остановки).

Что запрещено пассажиру?

Обязанности пешеходов и пассажиров тесно связаны с целым перечнем запретов. Так, в общественном транспорте нельзя делать следующее:

  • отвлекать во время движения водителя посторонними разговорами и приобретением проездных билетов;
  • заходить в кабину водителя;
  • провозить взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и ядовитые вещества, а также колющие предметы и оружие без чехла;
  • загрязнять салон транспортного средства;
  • заходить в транспорт в нетрезвом состоянии;
  • громко включать музыку;
  • ставить багаж на сиденья;
  • без видимой необходимости пользоваться аварийной системой;
  • выбрасывать мусор и прочие посторонние предметы из окон транспортного средства.

Права и обязанности пассажира в транспорте неразрывно связаны с оплатой предоставляемой услуги. Действие проездных документов имеет такие особенности:

  • абонементы на проезд действуют только в том населенном пункте, в котором они были приобретены;
  • проездной билет, абонемент или льготное удостоверение не подразумевают бесплатного провоза багажа;
  • льготные билеты действительны только в случае наличия у пассажира документов, подтверждающих эту привилегию.

Контролер и особенности его работы

Права и обязанности пассажира – это, безусловно, очень важные моменты, и людям необходимо владеть подобной информацией.

Но участниками таких договорных отношений, как перевозка пассажиров, выступают не только сами граждане, пользующиеся услугами перевозчика, но и экипаж. Далее коснемся некоторых нюансов работы контролера и взаимодействия его с людьми в салоне.

Это сотрудник, который контролирует полную и своевременную оплату гражданами предоставленных им транспортных услуг. Он имеет право:

  • вне очереди заходить в салон транспортного средства через переднюю дверь;
  • проверять соблюдение пассажирами установленных правил;
  • изымать недействительные проездные документы.

Контролер обязан:

  • иметь при себе служебное удостоверение и жетон с личным номером (желательно, чтобы он был прикреплен к лицевой стороне верхней одежды);
  • иметь средства, необходимые для измерения веса и размера багажа;
  • уведомлять водителя о начале контроля;
  • по требованию пассажира предъявить служебное удостоверение, жетон, а также предоставить контактную информацию транспортного предприятия (наименование, адрес и телефон);
  • делать соответствующие отметки о проведенном контроле в отчетной документации.

Многие люди с недоверием относятся к контролерам в спортивных костюмах, джинсах, пальто и прочей гражданской одежде. Многие даже отказываются предъявлять им проездные документы.

Тем не менее должностной инструкцией не прописано наличие формы, а потому для идентификации служит жетон и удостоверение.

Реагировать на требование контролера, предъявившего подобные документы – это прямые обязанности пассажиров в общественном транспорте.

Как вести себя, если у вас не оказалось билета?

Важнейшим вопросом являются права и обязанности пассажира. ОБЖ учит нас соблюдать технику безопасности, но не учит быть юридически грамотными. Безусловно, оплатить проезд – это ваша прямая обязанность.

Но вы должны знать, как себя вести, если по какой-то причине у вас не оказалось билета (не успели купить или прокомпостировать до прихода контролера, в силу жизненных обстоятельств у вас не оказалось с собой наличных средств):

  • попросите должностное лицо предоставить удостоверение и жетон и перепишите их данные (или сфотографируйте);
  • спокойным и вежливым тоном объясните причину, по которой у вас не оказалось билета (или он не прокомпостирован);
  • если контролер будет настаивать на том, что вы обязаны оплатить штраф, но у вас нет с собой достаточной суммы, предложите составить протокол о нарушении для дальнейшей передачи в соответствующие инстанции (при этом проверяющий имеет право высадить вас на следующей остановке);
  • если вы оплачиваете штраф на месте, контролер обязан выписать вам квитанцию;
  • если вы находились в транспорте не более одной остановки, и этому есть свидетели, такой проезд не считается безбилетным (согласно законодательству и правилам пользования общественным транспортом), а потому контролер должен высадить вас из транспортного средства без применения каких-либо санкций;
  • если же он силой будет препятствовать вашему выходу из транспорта, вы имеете полное право обратиться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением.

Помните, что проверяющий не имеет права кричать на вас, унижать, применять физическую силу, задерживать вас в транспорте, а тем более – проверять у вас наличие денег. При этом вы также не можете повышать на контролера голос или распускать руки, ведь, помимо уплаты штрафа, вас также могут привлечь к административной ответственности.

Заключение

Права и обязанности пешеходов и пассажиров тесно переплетаются с таковыми у водителей, контролеров и прочих лиц. Чтобы не дать себя в обиду или случайно не стать правонарушителем, каждый пользователь общественного транспорта должен быть юридически подкован.

Источник: https://fb.ru/article/302290/prava-i-obyazannosti-passajirov-obschestvennogo-transporta

Штудируем права пассажиров общественного транспорта

Права и обязанности пассажиров в общественном транспорте

Для начала уясним одну простую истину: все без исключения услуги общественного транспорта подпадают под Закон «О защите прав потребителей», ведь пассажир оплачивает проезд, а предприниматель оказывает за это услугу по перевозке.

«Этот договор публичный, то есть отказать гражданину в перевозке не имеют права, – говорит глава СООО «Защита прав потребителей Самарской области» Ф.А.Разагатов. – Бывает, бабушке с большой сумкой водитель маршрутки говорит: «Не посажу вас». Это нарушение Гражданского кодекса. Водитель должен впускать всех.

Правда, в данном конкретном случае перевозчик имеет право потребовать плату за провоз багажа. Но он не вправе отказать в услуге».

Между тем существует ряд правил, когда водитель имеет право отказать гражданину в проезде. Например, если вы пытаетесь влезть в транспорт с зажженной сигаретой или будучи сильно нетрезвым.

«Пассажиру следует помнить, что общественный транспорт – это, прежде всего, общественное место, к которому применяются определенные запреты, – подчеркивает старший помощник прокурора Самарской области по правовому обеспечению А.С. Русских. – Так, статьей 20.

21 КоАП РФ устанавливается административная ответственность для граждан за появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность».

Есть и еще пара исключений.

Так, согласно статье №24 устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, «пассажиру может быть отказано в продаже билета в случае невозможности предоставления места вследствие превышения вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства».

Как прокомментировали в департаменте транспорта администрации Самары, перевозчик также вправе отказать пассажиру в принятии багажа для перевозки или в провозе ручной клади, если их габариты не отвечают требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров.

Как отмечают в областном обществе по защите прав потребителей, чаще всего со своими жалобами сюда приходят пассажиры… такси. «В основном жалуются на обсчет потребителей, – говорит Разагатов. – Это нарушение подпадает под статью 14.7 КоАП и заключается в том, что после заказа такси потребителю приходит sms с указанием стоимости проезда (либо стоимость сообщает оператор при заказе). А на месте водитель называет другую сумму. В большинстве случаев потребитель соглашается, но это неправильно. Можно пожаловаться перевозчику – владельцу такси. Тогда водителя накажут в рамках Трудового кодекса».

Если вы пенсионер, инвалид, беременная женщина или гражданин с ребенком – требуйте в общественном транспорте уступить вам сидячее место, а если откажут – жалуйтесь кондуктору или водителю.

«У каждого перевозчика есть свои правила, и в них прописаны социальные нормы, – продолжает Ф.А.Разагатов. – Потребитель обязан исполнять правила перевозчика, например, уступать места определенным категориям граждан.

Обычно эти правила висят в пассажирском муниципальном транспорте. В частном транспорте они вывешены не всегда, но это не значит, что их нет. Уступить кому-то место может распорядиться водитель или кондуктор.

Если пассажир отказывается исполнять правила перевозчика – значит, он не согласен с договором оказания услуги и в таком случае может отказаться от него, то есть должен покинуть транспортное средство».

Как отмечает Федор Разагатов, свидетельством заключения договора между перевозчиком и пассажиром служит чек или талон. Если такого нет, может стать затруднительным доказательство того, что вы в этом транспорте ехали, в случае какого-либо ЧП. Впрочем, доказать факт вашего проезда могут свидетели.

Кстати, с билетами связано и еще одно правило, которое следует запомнить. Если у вас нет билета, контролер не имеет права вас оштрафовать на месте. Штраф – это элемент гражданско-правовых отношений. На безбилетника должны подать в суд и через суд потребовать оплатить штраф.

А припереть к стенке в общественном транспорте и потребовать оплатить и проезд, и штраф – не имеют права. «Бывают ситуации, когда человек оплатил проезд, но положил билет мимо кармана, – отмечает Ф.А.Разагатов, – а контролер грозит штрафом. В таком случае потребитель может вызвать полицию и сказать контролерам: подавайте на меня в суд.

Также можно ссылаться на правила перевозки, нормы ГК и тот факт, что оплата штрафа на месте не предусмотрена законом».

А вот еще одна распространенная ситуация: трамвай сломался, кондуктор объявил, что пассажирам лучше отправиться дальше пешком или пересесть на автобус, а деньги, уплаченные за проезд, никто не вернул.

«Если поездка в предоставленном транспортном средстве прервана из-за неисправности, аварии или по другими причинам, пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, указанном перевозчиком, – сообщили в департаменте транспорта администрации Самары. – Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется кондуктором или водителем того транспортного средства, где были приобретены билеты. Кондукторы транспортного предприятия не наделены правом возврата денег за проезд. Это должен делать перевозчик не позднее чем в течение 10 дней с момента предъявления соответствующего требования пассажира».

Таким образом, если пересадка не состоялась, подавать претензию нужно муниципальному предприятию, частной компании или индивидуальному предпринимателю, который выступает организатором перевозки. Как заверили в самарском департаменте транспорта, деньги пассажиру в подобных случаях возвращают всегда.

Право на компенсацию вы имеете и в случае серьезного ДТП. «Закон об обязательном страховании пассажиров действует с 2013 года, – рассказали в самарском департаменте транспорта.

– Согласно ему, каждый пассажир и его имущество как в муниципальном, так и в коммерческом транспорте застрахованы. Информация, включая контакты страховых компаний, с которыми работает перевозчик, размещена в салонах подвижного состава.

Так что в случае ДТП пассажиры могут обратиться в страховую компанию, которая возместит ущерб».

На практике закон действительно работает. «Ко мне часто обращаются за помощью граждане, пострадавшие от действий водителей пассажирского транспорта, – рассказала самарский адвокат О.Мамаева.

– Например, иногда люди выпадают из автобуса, а водители закрывают двери и уезжают.

Если случается что-то подобное, то, как правило, пассажиры обращаются в медучреждение, фиксируют повреждения и затем, обратившись в страховую компанию, получают страховку. С этим проблем нет».

Кстати, если водитель в процессе управления общественным транспортом допускает нарушения (например, курит, хамит или общается по мобильному телефону), вы можете сообщить об этом в транспортное предприятие, обслуживающее маршрут, или в департамент транспорта (на электронную почту deptrans@samadm.ru, по телефону горячей линии (846) 260-20-18 или в твиттер ведомства).

Если водитель незаконно пытается высадить пассажира, например, заявляет: «Я не еду до конечной, сойдите на остановку раньше», – следует напомнить водителю, что он должен исполнить свою обязанность по услуге и строго следовать путевому листу и останавливаться для высадки в отведенных для этого местах – остановочных пунктах. Если же высадка пассажира была осуществлена в принудительном порядке, надо попытаться зафиксировать этот факт. В этом случае водитель нарушает условия заключенного договора перевозки. Согласно Федеральному закону от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», лицо, заключившее договор, имеет право предъявить претензию перевозчику по месту его нахождения.

Источник: https://www.vkonline.ru/content/view/144304/shtudiruem-prava-passazhirov-obshestvennogo-transporta

Права и обязанности водителя и пассажира автомобильного общественного транспорта

Права и обязанности пассажиров в общественном транспорте

Как было рассмотрено выше, перевозками пассажиров может заниматься организация или индивидуальный предприниматель, имеющий соответствующее разрешение.

Основные требования к перевозке пассажиров и багажа закреплены постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112

«Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»[1] (далее — Правила перевозки) и Федеральным законом от 8 ноября 2007 г.

№ 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»[2] (далее — Устав).

Указанные нормативные правовые акты регулируют отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным общественным транспортом, порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа.

Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

  • • регулярные перевозки;
  • • перевозки по заказам;
  • • перевозки легковыми такси.

Согласно ч. 1 ст. 19 Устава регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки могут быть с посадкой и высадкой в установленных маршрутом пунктах, а также в любом не запрещенном ПДД месте следования по маршруту по требованию пассажиров.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Устава заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату — квитанцией на провоз ручной клади. Закон наделяет пассажира обязанностью хранить билет и квитанцию в течение всей поездки и в случае требования предъявить их.

В том случае, если произошла, например, авария ТС, пассажир вправе воспользоваться выданным билетом в другом ТС, предоставление которого обязан обеспечить перевозчик.

При проезде в общественном транспорте, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право:

  • • перевозить с собой бесплатно в городском и пригородном сообщении детей в возрасте не старше 7 лет без предоставления отдельных мест для сидения; перевозить в междугородном сообщении одного ребенка в возрасте не старше 5 лет без предоставления отдельного места для сидения. В случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в ТС детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двоих детей в возрасте не старше 12 лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем 50% провозной платы. Пассажиру необходимо иметь при себе документ, который подтверждает возраст ребенка, и предъявить его по первому требованию лиц, осуществляющих контроль за оплатой проезда (ст. 21 Устава);
  • • пассажирам-инвалидам без взимания дополнительной платы предоставляются следующие услуги: обеспечение посадки и высадки с использованием специальных устройств, а в такси — оказание водителем помощи такому пассажиру; провоз собак- проводников при наличии специального документа; перевозка кресла-коляски пассажира из числа инвалидов (ст. 21.1 Устава);
  • • перевозить за плату в багажном отделении ТС или в отдельном ТС багаж в количестве не более двух мест, длина, ширина и высота каждого из которых в сумме не превышают 180 см; провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают 120 см, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску. В то же время перевозчик имеет право: устанавливать нормы перевозки багажа, провоза ручной клади, в том числе бесплатного, большего размера или в большем количестве; отказать пассажиру в принятии багажа для перевозки, провозе ручной клади, если свойства или упаковка вещей, входящих в состав багажа, ручной клади, не отвечают требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров; отказать пассажиру в провозе ручной клади, если ее размещение в ТС будет препятствовать входу или выходу пассажиров в ТС (ст. 22 Устава);
  • • при сдаче багажа для перевозки объявить его ценность. С пассажира за перевозку багажа с объявленной ценностью взимается дополнительная плата в размере, установленном перевозчиком. При прибытии такой багаж выдается пассажиру не позднее одного дня, за хранение невостребованного багажа взимается дополнительная плата. Однако за багаж, прибывший раньше, доплачивать не придется; если в течение 10 суток багаж не был доставлен, он считается утраченным и подлежащая сумма выплачивается пассажиру; если пассажир не забрал свой багаж в течение 30 суток, перевозчик имеет право его реализовать, но при предъявлении пассажиром требований в течение срока исковой давности вернуть ему вырученные деньги (ст. 22 Устава);
  • • если пассажир опоздал в течение 3 ч или вследствие болезни, несчастного случая в течение 3-х суток с момента отправления ТС, доплатить 25% стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади и возобновить действие билета на другое ТС, либо получить обратно стоимость билета за вычетом 25% их стоимости (если пассажир решил вернуть билет в кассу не позднее, чем за 2 часа до отправления ТС — за вычетом 5%, а в случае возврата билета позднее этого срока, но до отправления ТС — за вычетом 15% их стоимости; в случае невозможности продолжения перевозки пассажира до пункта его назначения по не зависящим от перевозчика причинам получить обратно стоимость проезда пропорционально непроследованному расстоянию. Получить полную стоимость проезда при возврате билета в кассу до отправления ТС можно: в случае отмены отправления ТС, задержки более чем на 1 ч, а также при предоставлении пассажиру места в ТС с оплатой проезда по более низкой цене, чем в том ТС, на проезд в котором пассажиру продан билет; при непредо- ставление пассажиру указанного в билете места). Возврат стоимости билеты пассажиру производится не позднее 10 дней с момента предъявления соответствующего требования перевозчику (ст. 23 Устава);
  • • бесплатного пользования залами ожидания, туалетами, размещенными на объектах транспортной инфраструктуры (ст. 26 Устава).

Перевозки по заказам должны осуществляться ТС, предоставленным на основании договора фрахтования1, заключенного в письменной форме. Маршрут перевозки пассажиров, перевоз багажа, ручной клади определяется данным договором. Согласно ч. 2 ст.

34 Устава за непредоставление ТС, предусмотренного договором фрахтования, фрахтовщик уплачивает фрахтователю штраф в размере 20% платы, установленной за пользование соответствующим ТС, если иное не установлено договором фрахтования.

Фрахтователь также вправе потребовать от фрахтовщика возмещения причиненных им убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 31 Устава перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме. Нормы, правила и условия перевозки пассажиров, провоза багажа устанавливается договором. В соответствии с п. 112 Правил перевозки в легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, ко-

См.: По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст. 787 ГК РФ).

торые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида. Багаж перевозится в багажном отделении такси, при этом габариты багажа должны позволять осуществлять его перевозку с закрытой крышкой багажного отделения.

Запрещается перевозить в такси зловонные и опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные и др.) вещества, оружие без чехлов и упаковки, вещи (предметы), загрязняющие салон автомобиля.

Кроме того, в такси можно провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять автомобилем и пользоваться зеркалами заднего вида.

Помимо наделенных законом прав, пассажиры ТС согласно п. 5.1 ПДД обязаны:

  • • при поездке на ТС, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;
  • • посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки ТС.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

В то же время пассажирам запрещается:

  • • отвлекать водителя от управления ТС во время его движения;
  • • при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
  • • открывать двери ТС во время его движения.

Анализируя в целом обязанности водителей общественного транспорта можно обозначить следующие.

  • 1. Автомобиль должен быть исправным, перед выездом перевозчик обязан проводить контроль технического состояния ТС.
  • 2. У водителя должны быть: соответствующее водительское удостоверение (согласно п. 13 ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения» не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами), медицинская справка, разрешение (лицензия) на перевозку, документы на ТС.
  • 3. В салоне ТС должна находиться карточка водителя, подробная информация о тарифах, контактная информация организации, осуществляющей перевозку, а также контакты вышестоящих инстанций, таксометр (если оплата производится исходя из количества пройденных километров), чековый аппарат или квитанция.
  • 4. Водители перед выездом должны проходить медицинский осмотр.
  • 5. Водители должны соблюдать режим работы и отдыха.
  • 6. Водители обязаны соблюдать ПДД, правила перевозки и правила эксплуатации ТС.
  • 7. Водители должны быть в обусловленном маршрутом месте либо подавать автомобиль в указанное в заявке время; соблюдать определенный маршрут и расписание.
  • 8. Водители обязаны следить за правильностью и своевременностью оплаты проезда и багажа пассажирами.
  • 9. Водители должны быть вежливыми с пассажирами.
  • 10. Следует начинать движение при полном закрытии дверей.
  • 11. Водители обязаны информировать пассажиров о названии каждого остановочного пункта и следующего за ним с помощью специального устройства (данное правило относится к водителям автобусов).
  • 12. В зависимости от заполнения автобуса водитель должен ограничить посадку пассажиров и оповестить их об окончании посадки.

Водители общественного транспорта вправе:

  • 1. Отказать в перевозке пассажиру, если он находится в состоянии опьянения или имеет неопрятный внешний вид.
  • 2. Требовать от пассажиров соблюдения правил поведения.
  • 3. Не допускать к поездке пассажиров, у которых отсутствует билет.
  • 4. Водитель такси может отказаться от маршрута пассажира, если это создает угрозу безопасности водителя.

Источник: https://studref.com/584040/pravo/prava_obyazannosti_voditelya_passazhira_avtomobilnogo_obschestvennogo_transporta

Какими правами и обязанностями обладает пассажир?

Права и обязанности пассажиров в общественном транспорте

  • 1 Права пассажира
  • 2 Перечень обязанностей
  • 3 Что запрещается пассажиру?

Каждый день мы перемещаемся в транспорте. В каких-то ситуациях гражданин является водителем, в других — пассажиром. Стоит знать, что у пассажиров есть свои обязанности, а также права. Рассмотрим данную тему более подробно.

Права пассажира

Пассажир, как участник дорожного движения, может передвигаться в разных транспортных средствах. Рассмотрим передвижение в транспортных средствах маршрутного назначения (метро, автобусы, маршрутки и т. д.), которые осуществляют перевозки по четкому графику, с фиксированным местом посадки и высадки пассажиров.

В данных автотранспортах обязанности пассажиров и водителей должны соблюдаться при посадке, высадке и во время движения. В большинстве случаев обязанности человек выполняет, а права, предусмотренные законом РФ, не применяются в повседневной жизни.

Это связано с двумя основными причинами:

  • неосведомленность слоев населения, использующих маршрутные транспортные средства;
  • личный (человеческий) фактор. Многие из прав пассажира могут быть осуществлены только через договоренность с другими участниками движения.

Несмотря на то, что присутствует личный фактор, существует ряд прав пассажиров, которые по закону не зависят от действий других лиц, сидящих в салоне.

Они прописаны в законодательстве и определяют обязанности водителей или организаций, осуществляющих перевозку, к пассажирам общественного транспорта.

Кроме того, за нарушение этих прав организация, которая осуществляет перевозку, по закону Российской федерации должна выплатить денежную компенсацию или возместить понесенный жертвой ущерб.

Основные права пассажиров, использующих общественное транспортное средство:

  • перевозить детей в дошкольном возрасте (до 7 лет) – без оплаты за проезд;
  • узнать маршрутследования автомобиля и требовать от организации, осуществляющей перевозку четкого следования заданному пути;
  • перевозить без оплаты мелкий ручной багаж (сумки, пакеты, коляски);
  • заходить и перевозить вместе с собой животных (кошек, собак);
  • пассажир имеет право на комфортное и безопасное передвижение в транспортном средстве;
  • имеет основание требовать от водителя соблюдения правил ПДД;
  • право на сохранение целостности и сохранности багажа или ручной клади;
  • потребовать аптечку или медицинскую помощь;
  • осуществлять льготный (бесплатный) проезд на основании личных данных — участник войны, сотрудник полиции и т. д.;
  • потребовать у контролера специальное удостоверение (показать удостоверение – обязанность контролера);
  • попросить предоставить контактную информацию (адрес, телефон, Email) организации, осуществляющей перевозку.

В итоге можно сделать вывод о том, что пассажир имеет широкий спектр прав при передвижении в общественном транспорте. В случае нарушения прав – можно подать жалобу на транспортную компанию, которая не соблюдает свои обязанности. Если нарушение прав будет доказано, то выплата компенсации — обязанность компании (если вы понесли убыток или ущерб).

Когда человек входит в маршрутное транспортное средство, кроме прав, он должен соблюдать свои обязанности по отношению к транспортной организации.

Обязанности пассажира, использующего общественный транспорт:

  • не терять билет до окончания поездки;
  • находиться в осознанном состоянии и не мешать окружающим пассажирам;
  • сохранять целостность транспортного средства;
  • показать билет или проездной (по просьбе кондуктора, контроллера или водителя ТС);
  • не нарушать общественный порядок;
  • уступать места беременным женщинам, пожилым людям, детям дошкольного возраста;
  • покинуть салон ТС на конечной остановке маршрута;
  • при нахождении забытых или неопознанных вещей сообщить водителю или кондуктору;
  • не мешать работникам ТС (водителю, кондуктору) в осуществлении их обязанностей и работы;
  • не закрывать проход в ТС другим пассажирам;
  • оплатить стоимость проезда или провоза багажа.

При использовании автомобиля общественного назначения не все соблюдают свои обязанности. Связанно это с тем, что ответственность за невыполнение обязанностей будет только с точки зрения морали. Ситуаций, в которых процесс доходил до судебного рассмотрения дела в России – нет. Обязанности несут характер рекомендаций и основываются на моральных ценностях и правах человека и гражданина.

Что запрещается пассажиру?

Кроме обязанностей, существует ряд действий, которые производить в транспорте общественного назначения – запрещено.

В общественном транспорте запрещено:

  • без необходимости использовать аварийную систему или ее инструменты (молоток или иное устройство);
  • нарушать общественный порядок;
  • мешать выполнению обязанностей лиц организации, производящих перевозку;
  • проносить в транспортное средство ядовитые вещества, оружие без чехла и разрешения, взрывоопасные устройства или вещества;
  • портить или загрязнять салон ТС;
  • оставлять ручную кладь на сидениях;
  • выбрасывать мусор или иные предметы из окон или дверей общественного транспорта;
  • умышленно или не умышленно ездить на ТС без оплаты билета или проездного.

Подводя итог, нужно сказать, что знать свои обязанности и права необходимо каждому человеку, использующему общественный транспорт.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • 8 (800) 350-83-59 — все регионы РФ.

Источник: https://lawecon.ru/prava-i-obyazannosti-passazhira/

Полезно знать. Какие права и обязанности у пассажиров общественного транспорта столицы?

Права и обязанности пассажиров в общественном транспорте

“Рэспубліка”

Замминистра внутренних дел Евгений Полудень уже рассказал журналистам, каким образом модернизируют систему безопасности в столичном транспорте.

Но даже существующие правила пользования и столичным метрополитеном, и правила автомобильных и прочих перевозок разрабатывались в том числе для обеспечения общественной безопасности. Сегодня TUT.BY решил “пробежаться” по основным правилам поведения на транспорте.

Оказывается, правила пользования метро, принятые в 1992 году, работают по сей день. А вот про трамваи и троллейбусы почему-то забыли, так и не приняв за последние 19 лет для них отдельного нормативного акта.

 

За 19 лет из правил пользования общественным транспортом исчезли льготы, изменились условия провоза багажа

Большинство пунктов правил пользования метрополитеном, принятые еще в 1992 году, актуальны и по сей день.

Тогда Минский городской совет народных депутатов утвердил Правила пользования городским пассажирским транспортом (трамваями, троллейбусами, автобусами и метро) в городе Минске.

Если правила, касающиеся метро, действуют до сих пор, то для наземного городского пассажирского транспорта принятый документ уже не работает. Хотя основные пункты правил пользования как метро, так и автобусами, трамваями, троллейбусами дублируют друг друга.

Так, сегодня в Минском метро, как и 19 лет назад, можно “бесплатно провозить:
 

– детей до семилетнего возраста;

– птиц и мелких животных в клетках;

– одну пару лыж, удочку или ружье (каждое – в чехле)”.

С собой может быть “не более чем две вещи ручной поклажи (портфель, сумка, корзина и т.д.) – параметрами не более чем 60х40х20 см, а также сверток параметрами не более 100 см и диаметром до 10 см и вещь длиной до 150 см”.

А вот если сумма ручной поклажи превышает 120 см в трех измерениях, то за нее придется заплатить по тарифу. Заплатить придется также за “сверток длиной более 100 см и диаметром более 10 см” и любые вещи длиной более 150 см.

Все, что превышает 200 см в сумме трех измерений, брать с собой в метро нельзя. Этот запрет касается также предметов длиной более 170 см и диаметром более 15 см и всего, что длиннее 200 см.

Кроме того, запрещается провозить “вещи, которые колются, и легко бьются (ёлки, лыжи, коньки без чехлов или надлежащей упаковки), а также животных” (за исключением разрешенных мелких).

Ставить багаж и детей на сидения вагонов также нельзя как в метро, так и в наземном транспорте.

По эскалаторам и платформам запрещено бегать, а на ступеньках эскалаторов еще и нельзя сидеть (сравните с глубоким киевским или питерским метро:).

Кроме того, закон запрещает:
 

– курить на станциях и в вагонах;

– провозить опасные для пассажиров взрывчатые и ядовитые вещества и предметы, бытовые газовые баллоны;

– портить приспособления и оборудование вагонов метрополитена и вагонов;

– ходить по железнодорожным путям;

– пользоваться магнитофонами, радиоприемниками, музыкальными инструментами;

– осуществлять “какой-нибудь торг без письменного разрешения начальства метрополитена”.

В метро (этот момент был также зафиксирован в правилах, касающихся наземного транспорта, – в 1992 году) нельзя проходить нетрезвым, а также с багажом, в обуви и одежде, которые могут испачкать пассажиров. Отдельным пунктом фигурирует запрет на пронос в метро мороженого. Вандализм как в метро, так и автобусе, разумеется, также наказуем.

Любопытно, что в официальном документе 1992 года говорится о возможности бесплатно провозить “мелкий садовый инвентарь”, а также “детские велосипеды, санки и коляски”. Право на провоз взрослых велосипедов в документе не закреплено. Смотрите условия провоза ручной клади и запаситесь чехлами.

Любопытный пункт правил касается наполняемости вагонов метро: “Машинисты электропоезда обязаны при наполнении вагонов до нормы ограничивать вход пассажиров в них”.

“Правила пользования Минским метрополитеном вывешены в вестибюлях на каждой станции”, – отметили в Минском метрополитене.

“О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров”

Права и обязанности пассажиров в общественном автомобильном транспорте регулирует сегодня постановление Совета министров №972 “О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров”, утвержденное 30 июня 2008 года.

– В этом документе прописаны все обязанности и права как пассажиров, так и перевозчика, заказчика и других лиц, – сообщил директор УП “Столичный транспорт и связь” Валерий Шкуратов.

На практике же базовые правила, представленные как в постановлении Совмина, так и в документе 1992 года аналогичны. За 19 лет из “прав и обязанностей” исчезли льготы, а также изменились некоторые условия провоза багажа.

На основании этих правил перевозки перевозчики обязаны делать выписки правил перевозки пассажиров, которые размещаются в подвижном составе – как метро, так и автобусах, троллейбусах, трамваях, отметил В.Шкуратов. Именно выдержки из этих правил сегодня размещаются в салонах автобусов.

Две сумки и фотоаппарат

Любопытно По правилам 1992 года заходить в транспорт через передние двери по закону имели право лишь определенные категории граждан: -пассажиры с детьми до 10 лет; -беременные женщины; -“инвалиды с явными признаками инвалидности”;-инвалиды войны при предъявлении удостоверения инвалида;

-лица, “имеющие право контроля за работой общественного пассажирского транспорта”.

Таким образом, согласно постановлению 2008 года, бесплатно можно провозить:

– одно место маломерной ручной клади (не более 60х40х20 см или до 120 см (по сумме трех измерений) и массой не более 20 кг);

– а также “одну сумку, папку или мешок для предметов личного обихода и документов размерами до 40х20х10 см или суммой трех измерений не более 70 см и массой не более 5 кг”;
– личные вещи – такие, как носимая одежда, зонт, мобильный телефон, фотоаппарат, портативная видеокамера, трость.

Кстати, по правилам 1992 года, бесплатно можно было провозить не более двух предметов ручной клади (портфель, сумка, корзинка, сверток и т.д.) габаритами до 60х40х20 см.

Сейчас габариты 60х40х20 см может иметь только одна сумка, вторая не должна превышать сумму трех измерений в 70 см.

Также за 15 лет сократили максимальный вес провозимого “добра” за бесплатно: раньше, если судить по объемам, (они как раз подпадают под определение маломерной ручной клади) этот вес составлял 40 кг, сейчас, не считая зонта или фотоаппарата, к примеру, – только 25 кг.

Все, что сверх нормы, – перевозится по тарифу, причем, это не должно быть больше одной маломерной ручной клади (не более 60х40х20 см или 120 см в сумме трех измерений, максимальная масса – 20 кг).

Бесплатно в пути с собой можно иметь мелких домашних животных (собак, кошек и др.) и птиц в клетках, ящиках, мешках или сумках “с водонепроницаемым адсорбирующим дном при условии ответственности пассажира за соблюдение норм безопасности и санитарных норм”.

“В нерегулярном сообщении с согласия автомобильного перевозчика при выполнении условий обеспечения безопасности пассажиров и экипажа можно провозить собаку крупной породы (высота в холке более 50 см). При этом пассажир должен быть не моложе 16 лет, а если собака потенциально опасной породы, то пассажир должен быть совершеннолетним”, – говорится в постановлении Совмина.

В правилах также закреплено, что нужно уступать “специально обозначенные места для сидения пассажирам с детьми дошкольного возраста, беременным женщинам, инвалидам и лицам пожилого возраста”. А при проезде стоя нужно держаться за поручень.

Нельзя размещать на сиденьях ручную кладь, курить в транспорте и находиться в грязной одежде.

Любопытно, что в новых правилах указано, что члены экипажа транспортного средства (а это водитель и кондуктор) обязаны предупреждать “пассажиров о предстоящей проверке билетов и оказывать содействие контролирующим лицам в осуществлении контроля”.

Для троллейбуса и трамвая нет правил?

Получается, что отдельного нормативного акта по правам и обязанностям пассажиров трамваев и троллейбусов сегодня не существует. То есть пассажиры наземного электротранспорта ездят без правил? На этот вопрос корреспонденту TUT.

BY ответили в Министерстве транспорта и коммуникаций так: “Здесь необходимо смотреть ряд актов – закон “О защите прав потребителей”, Гражданский кодекс”. Однако, в законе “О защите прав потребителей” о транспорте ничего не сказано вообще.

Вместе с тем, как отметили и в Минтрансе, и в УП “Столичный транспорт и связь”, правила, которые были приняты в 1992 году, формально сегодня не действуют. 
 

***

Нарушители правил привлекаются к административной ответственности. “Если нарушитель отказывается заплатить штраф и у него нет документов, которые удостоверяют его личность, а также нет свидетелей, которые могут дать необходимые сведения о нем, он может быть доставлен в отделение милиции для выяснения личности и составления протокола”, о чем говорится на сайте Минского метрополитена. 

Источник: https://news.tut.by/society/224705.html

Территория советов
Добавить комментарий