Порядок проведения торгов конкурсным управляющим

Оспаривание в ФАС России торгов по реализации имущества банкрота: практические аспекты

Порядок проведения торгов конкурсным управляющим

Проведение торгов по продаже имущества или предприятия должника является обязательной и неотъемлемой частью ряда банкротных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.

2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) и связанных непосредственно с реализацией имущества должника в целях погашения задолженности перед кредиторами. Проведение торгов в рамках банкротства нередко сопровождается нарушениями, которые допускают организаторы торгов, операторы электронной площадки.

Это негативно влияет на права и законные интересы не только участников торгов, но и иных лиц, желающих принять в них участие. Стоит отметить, что нарушения допускают не только лица, ответственные за проведение торгов, но и участвующие в них.

Число рассматриваемых в России судебных дел о признании граждан и организаций несостоятельными с каждым годом увеличивается, а процедуры торгов на стадиях реализации имущества должника — физического лица (ст. 213.26 Закона о банкротстве) и конкурсного производства (ст. 139 Закона о банкротстве) проводятся все чаще.

Не уменьшается и количество допускаемых нарушений и вытекающих из них споров. Детальный порядок административного обжалования торгов, проводимых в рамках банкротных процедур, а также проблемы, вытекающие из правоприменительной практики антимонопольных органов и судов, рассмотрим в материале.

Можно выделить четыре основных процедурных аспекта обжалования торгов:

  • основное правовое регулирование;
  • кто может выступить заявителем по данной категории споров;
  • куда обращаться в случае нарушений при проведении торгов;
  • требования к оформлению жалобы и сроки ее направления.

Рассмотрим их по порядку.

Основное правовое регулирование

Центральной нормой, регулирующей административное обжалование торгов, проведенных или проводимых в рамках процедур банкротства, является ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

Она содержит положения по всем основным аспектам обжалования, включая требования по направлению жалобы, ее содержанию и процессуальным срокам.

Отдельные вопросы, возникающие в рамках данной процедуры обжалования и носящие систематичный характер, рассматриваются и разрешаются ФАС России в письмах и актах подзаконного характера.

Что касается непосредственно процедуры проведения торгов, то она регулируется положениями Закона о банкротстве, а также рядом подзаконных актов, например, приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве…» (далее — приказ № 495).

Кто может выступать заявителем

Закон о защите конкуренции называет две группы субъектов административного обжалования.

Во-первых, это лица, подавшие заявки на участие в обжалуемых торгах (то есть участники торгов).

Во-вторых, это все иные лица, чьи права или законные интересы ущемлены в результате нарушения порядка размещения информации о проведении торгов или порядка подачи заявок на участие в торгах (то есть потенциальные участники торгов).

Если в первом случае, когда заявитель жалобы является участником торгов, все довольно понятно, то во втором следует обратить внимание на ограничения по предмету обжалования. Так, далеко не все нарушения могут быть оспорены лицом, не подававшим заявку.

Потенциальный участник торгов может обратиться с жалобой лишь на те нарушения, которые непосредственно связаны с порядком размещения информации о проводимых торгах или порядком подачи заявок (предложений) на участие в них, то есть на нарушения, повлиявшие на объективную возможность участия в торгах, в силу которых претендент фактически не мог принять в них участие.

По нашему мнению, установление такого критерия логически оправдано, поскольку направлено на сужение круга субъектов обжалования до разумных, но достаточных пределов, предоставляющих право на обжалование исключительно тем лицам, которые имели реальную заинтересованность в участии, но в силу не зависящих от них причин не могли подать заявку.

Административный орган, уполномоченный на рассмотрение жалоб по проведенным в рамках банкротства торгам

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 18.

1 Закона о защите конкуренции органом, уполномоченным на рассмотрение жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ, признаны несостоявшимися, является антимонопольный орган. Полномочие антимонопольного органа рассматривать жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов, в том числе совершенных в рамках процедур банкротства, также предусмотрено п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/374229/

Конкурсный управляющий | Реализация имущества – Подготовительные меры

Порядок проведения торгов конкурсным управляющим

СТАТЬИ АРБИР
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Реализация имущества должника – это одна из основных функций, которые выполняет конкурсный управляющий в процедуре конкурсного производства. Закон о банкротстве налагает ряд обязанностей на конкурсного управляющего по организации продажи имущества предприятия банкрота. Эти обязанности могут быть описаны как перечень следующих шагов по реализации имущества должника:

    1. инвентаризация имущества предприятия должника
    2. оценка имущества предприятия банкрота
    3. представление предложений собранию кредиторов по продаже имущества предприятия банкрота;
    4. проведение собрания кредиторов для утверждения предложений по продаже имущества (утверждение порядка, сроков и условий продажи имущества должника);
    5. опубликование информации о продаже имущества в средствах массовой информации,
    6. размещение информации о продаже имущества на сайтах в сети “Интернет”;
    7. организация проведения торгов, контроль расчетов по продаже имущества и осуществление его передачи новому собственнику (см. Реализация имущества должника. Торги, Открытые, Закрытые, Повторные).

Продажа имущества предприятия банкрота осуществляется с соблюдением правил и требований к реализации имущества должника в рамках конкурсного производства изложены в пунктами 3 – 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111, закон о банкротстве. После проведения инвентаризации и оценки имущества конкурсный управляющий представляет собранию или комитету кредиторов предложения по порядку реализации имущества (п. 1 статья 139, закон о банкротстве).

Предложения включают в себя следующую информацию:

  • о составе имущества,
  • о сроках его продажи имущества,
  • о форме торгов (аукцион или конкурс),
  • об условиях конкурса (в случае, если продажа имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется путем проведения конкурса),
  • о форме представления предложений о цене имущества,
  • о начальной цене его продажи,
  • о средствах массовой информации, где предлагается опубликовать сообщение о продаже имущества, и
  • о сайтах в сети “Интернет”, где предлагается разместить сообщение о продаже имущества,
  • о сроках опубликования и размещения указанного сообщения.

Определение начальной цены и условий продажи имущества предприятия (имущества) должника

Для утверждения условий продажи имущества предприятия должника конкурсный управляющий организует и проводит собрание кредиторов или инициирует собрание (заседание) комитета кредиторов с оформлением всех документов собрания кредиторов (см. ниже Документы собраний кредиторов).

Собранием или комитетом кредиторов утверждается начальная цена продажи имущества [п.6 Статья 110 Закона о банкротстве], форма торгов (аукцион, конкурс), условия конкурса (если это конкурс), форма представления предложений по начальной цене, о СМИ и сроках публкаций в них информации [п.7.1 Статья 110 Закона о банкротстве]. 

В случае невозможности в течение двух месяцев утверждения порядка, сроков и условий продажи имущества должника собранием или комитетом кредиторов, конкурсный управляющий обращается в арбитражный суд с заявлением.

В нем указываются обстоятельства представления предложений собранию кредиторов или комитету кредиторов, доказательства добросовестности и надлежащего порядка уведомления и указывается на невозможность утверждения соответствующих вопросов.

Арбитражный суд по итогу рассмотрения заявления конкурсного управляющего выносит определение об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника, которое может быть обжаловано.

Предметом продажи может служить как предприятия в целом, так и части имущества предприятия должника, далее – имущество.

Если балансовая стоимость имущества на последнюю отчетную дату, предшествующую введению конкурсного производства и назначению конкурсного управляющего оценивалась в сумму менее 100000 рублей, то его порядок и способ его продажи определяется собранием кредиторов и может быть отличным от открытых торгов в электронном виде. Если кредиторы согласны и это зафиксировано в протоколе собрания кредиторов, то имущество может быть просто продано путем публичного предложения по цене не ниже утвержденной.

Подлежат публикации сведения [п.1 Статья 28 Закона о банкротстве]

  • о проведении торгов имущества должника
  • о результатах торгов имуществом должника

Сведения о проведении и результатах торгов подлежат публикации следующих изданиях [п.6 Статья 28 Закона о банкротстве]

  • ЕФРСБ (Единый Федеральный Реестр Сведений о Банкротстве
  • Официальное издание регулирующего органа. В настоящее время таким изданием является газета “Коммерсантъ”

При продаже предприятия (имущества) должника в форме аукциона сообщение должно содержать следующее [п.10 статьи 110 закона о банкротстве] 

    • информация об объекте продажи, его составе, характеристиках, описание, порядок ознакомления с имуществом и соответствующей документацией;
    • информация о о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;
    • требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;
    • условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса;
    • срок, время, место и порядок представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений);
    • порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;
    • размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток, проект договора о задатке;
    • начальная цена продажи объекта продажи;
    • величина повышения начальной цены продажи объекта продажи (“шаг аукциона”) в случае использования открытой формы подачи предложений о цене объекта продажи;
    • порядок и критерии выявления победителя торгов;
    • дата, время и место подведения результатов торгов;
    • порядок и срок заключения договора купли-продажи объекта продажи;
    • сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;
    • сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.

При продаже имущества в порядке публичного предложения дополнительно указываются следующие сведения [п.4 Статья 139 Закона о банкротстве]

    • начальная цена продажи равная начальной цене, указанной в сообщении о продаже имущества на повторных торгах;
    • величина снижения начальной цены имущества должника;
    • срок, по истечении которого последовательно снижается цена.

Минимальные сроки в связи с продажей имущества (предприятия) должника-банкрота

      • не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов имущества необходимо опубликовать сообщение об этом [п.8 статьи 110 закона о банкротстве];
      • не менее чем 25 дней должен составлять срок предоставления заявок на участие в торгах со дня опубликования сообщения о продаже [п.9 статьи 110 закона о банкротстве].

Предварительные итоги. Конкурсный управляющий должен иметь в своем распоряжении:

20. протокол собрания кредиторов или комитета кредиторов об утверждении порядка, сроков и условий продажи имущества должника, или определение арбитражного суда по этому же вопросу;

20а. копия интернет страницы с сайта ЕФРСБ с размещенной на ней информацией о проведении торогов по продаже имущества должника [п.1,6 Статья 28 Закона о банкротстве];

21. копия страницы издания (средства массовой информации) с публикацией сведений о продаже имущества должника (порядке, сроках и условиях продажи);

22. заверенная копия страницы сайта в сети “Интернет”, где было размещено сообщение о продаже имущества.

См. Полный пакет документов конкурсного производства при банкротстве

Арбитражный управляющий Ческидов Роман Павлович

+7 922 11 45713

Количество показов: 25206

Источник: http://arbir.ru/articles/a_1969.htm

Конкурсное производство: реализация имущества должника (заметка 4.1)

Порядок проведения торгов конкурсным управляющим

ВНИМАНИЕ: В СВЯЗИ С ВЫХОДОМ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОММЕНТАРИЯ, В ОСНОВУ КОТОРОГО ВОШЛИ УКАЗАННЫЕ ЗАМЕТКИ, – ЗДЕСЬ ОНИ ПРИВОДЯТСЯ В УСЕЧЕННОМ ВАРИАНТЕ.

————-

Оглавление.

Заметка №1 общее об открытии кокнурсного производства:

Конкурсное производство: открытие и общие последствия этого (заметка  №1)
Заметка №2 о требованиях к банкроту

Конкурсное производство: общая характеристика требований к банкроту; текущие требования (заметка 2.1)
Конкурсное производство: порядок предъявления реестровых (зареестровых) требований (заметка 2.2)
Заметка №3 о формировании конкурсной массы:

Конкурсное производство: сбор информации о должнике (заметка 3.1)
Конкурсное производство: алгоритм работы с долгами банкрота (заметка 3.2)
Конкурсное производство: оспаривание сделок должника (заметка 3.

3)
Конкурсное производство: взыскание убытков с лиц, имеющих право/возможность определять поведение должника (заметка 3.4)
Конкурсное производство: привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц (заметка 3.

5)
Конкурсное производство: счета должника, инвентаризация и оценка имущества (заметка 3.6)

Заметка №4 о реализации имущества должника:

Конкурсное производство: реализация имущества должника (заметка 4.1)
Конкурсное производство: реализация имущества должника без проведения торгов (заметка 4.2)

Конкурсное производство: отдельные вопросы реализации имущества должника (заметка 4.3)
Заметка №5 о расчетах с кредиторами:

Конкурсное производство: расчеты с кредиторами (заметка 5)

Заметка №6 о контрлое за процедурой и кокнурсным управляющим:

Конкурсное производство: контроль за деятельностью арбитражного управляющего. Отстранение, освобождение от исполнения обязанностей (заметка 6.1)

Конкурсное производство: собрание (комитет) кредиторов (заметка 6.2)

Конкурсное производство: персональный контроль кредитора за конкурсным управляющим (заметка 6.3)

Конкурсное производство: судебный контроль за конкурсным управляющим и процедурой через рассмотрение отчетов и жалоб на него; отстранение/освобождение управляющего (заметка 6.4)

Заметка №7 о завершении / прекращении процедуры:

Конкурсное производство: прекращение / завершение конкурсного производства (заметка 7)

——–

Стандартное примечание: часть четвертой заметки, из планируемого ряда, о конкурсном производстве; они (заметки) имеют прикладной характер и касаются общих вопросов проведения процедуры конкурсного производства, а также вопросов, которые я посчитал интересными.

В итоге, примерно до конца марта, должен получиться цикл заметок с моим мнением о процедуре, по всем ключевым ее этапам.

Сразу оговорюсь, что текст написан применительно к конкурсному производству в отношении хозяйственных обществ (не являющихся отдельными категориями должников), против которых открыто конкурсное производство по общим правилам.

———–

План заметки:

I. Общий обзор способов реализации имущества должника

II. Реализация имущества посредством торгов.

        A. Утверждение собранием (комитетом) кредиторов предложения о продаже имущества      должника.

        B. Первые / повторные торги.

        C. Публичное предложение.

        D. Особенности заключения договора купли-продажи по итогам торгов.

—————-

         I. Общий обзор способов реализации имущества должника

Одной из основных задач конкурсного производства является реализация имущества должника на наиболее выгодных условиях. Это позволяет достичь главной цели процедуры – наиболее полного удовлетворения требований кредиторов.

Для получения максимальной выручки в приемлемый срок ЗоБ предусматривает порядок реализации имущества должника (ст. ст. 110, 132, 139, 140, 148 ЗоБ).

Перед тем как приступить к реализации имущества посредством того или иного способа должны наличествовать следующие условия:

1) должна быть проведена и опубликованы результаты инвентаризация соответствующего имущества на ЕФРСБ (абз. 3 п. 2 ст. 129 ЗоБ);

2) должна быть проведена его (имущества) оценка независимым оценщиком, если того требует закон (в частности, в отношении заложенного имущества либо если в установленный срок к конкурсному управляющему обратился с соответствующим требованием конкурсный кредитор (уполномоченный орган)[1] либо без привлечения такового (п. 5 ст. 130 ЗоБ);

3) должно быть принято соответствующее решение собрания (комитета) кредиторов (об утверждении предложения о продаже имущества должника, об определении порядка реализации имущества балансовой стоимостью на последнюю отчетную дату до открытия конкурсного производства менее 100 000р., об одобрении соглашения об отступном, зачете).

По общему правилу имущество подлежит реализации путем проведения торгов (исключения рассмотрены ниже).

Схематично процедуру реализации имущества должника можно представить следующим образом:

1) первые торги;

2) повторные торги (в случае, если имущество не было реализовано по результатам первых торгов);

3) публичное предложение (в случае, если имущество не было реализовано по результатам первых торгов);

4) предложение кредиторам нереализованного имущества (если предыдущие процедуры реализации имущества не позволили реализовать его);

5) передача нереализованного имущества участникам должника по их заявлениям (если предыдущие процедуры реализации имущества не позволили реализовать его);

6) передача нереализованного имущества органам местного самоуправления (передача в федеральную собственность, если оно не может принадлежать органам самоуправления).

Торги могут не проводиться в отношении:

1) в отношении имущества, являющегося готовой продукцией должника – реализуется в порядке по усмотрению конкурсного управляющего;

2) в отношении имущества, балансовая стоимость которого составляет не более 100 000 рублей на последнюю отчетную дату до введения процедуры конкурсного производства (имущество, не являющееся готовой продукцией) – реализуется в порядке, определенном собранием (комитетом) кредиторов, которое может предусматривать иной порядок реализации (наприрмер, путем заключения прямых договоров купли-продажи, без проведения торгов).

При этом реализации имущества, балансовая стоимость которого составляет не более 100 000 рублей на последнюю отчетную дату до введения процедуры конкурсного производства (имущество, не являющееся готовой продукцией), должна предшествовать публикация результатов инвентаризации на ЕФРСБ и должен быть учтен срок на возможное предъявление кредиторами (уполномоченным органом) требования на проведение его оценки (п. 1 ст. 139 ЗоБ).

Если поступило требование о проведении его оценки, то оно должно быть оценено и результаты такой оценки должны быть учтены при его реализации; такое поведение будет отвечать принципу добросовестности.

          II. Реализация имущества посредством торгов.

Самым распространенным порядком реализации имущества в ходе конкурсного производства является – реализация посредством электронных торгов.

Нормы, регулирующие порядок проведения торгов в ходе конкурсного производства, установлены в ст. ст. 110, 111, 138, 139 ЗоБ; применению также подлежат общие нормы ГК РФ о торгах – ст. ст. 447 – 449.1 ГК РФ.

Торгами является особый порядок заключения договора, состоящий в том, что собственник вещи или иное управомоченное лицо организует состязание между лицами на предмет наиболее приемлемых (выгодных) условий договора. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.[2]

Торги могут проводиться в следующих формах: аукцион, конкурс и в иной форме, которая предусмотрена законом (п. 4 ст. 447 ГК РФ в редакции ФЗ от 08.03.2015г. №42-ФЗ). Для конкурсного производства такой “иной формой” торгов является публичное предложение (п. 4 ст. 139 ЗоБ).

Аукцион является торгами на повышение цены, участники которого не должны принимать на себя обязательства по выполнению каких-либо условий в отношении торгуемого имущества; победителем признается лицо, предложившее большую цену в ходе торгов[3].

—————–

[1] ст. 130, п. 1 ст. 139 ЗоБ

Источник: https://zakon.ru/Blogs/konkursnoe_proizvodstvo_realizaciya_imuschestva_dolzhnika_zametka_41/42084

Риски при утверждении завышенной начальной продажной цены предмета залога без учета результатов его оценки

Порядок проведения торгов конкурсным управляющим

Елена Сафонова

Старший юрист юридической компании ООО “РКТ”

специально для ГАРАНТ.РУ

В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника на этапе согласования порядка продажи предмета залога одним из основных вопросов является утверждение начальной продажной цены.

При этом остается неурегулированным вопрос о необходимости обязательного учета результатов оценки предмета залога при определении его начальной продажной цены.

Рассмотрим риски утверждения начальной продажной цены предмета залога без учета результатов его оценки.

Порядок продажи предмета залога и утверждения начальной продажной цены представлен в ст. 138 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” (далее – Закон о банкротстве).

По смыслу указанной статьи начальная продажная цена предмета залога, порядок и условия проведения торгов, порядок и условия обеспечения сохранности предмета залога определяются конкурсным кредитором, требования которого обеспечены залогом реализуемого имущества (абз. 2 п. 4 ст. 138 Закона о банкротстве).

При этом в силу абз. 2 п. 2 ст. 131 Закона о банкротстве в составе имущества должника отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.

Из указанных положений Закона о банкротстве возникает закономерный вопрос, может ли залоговый кредитор по собственному усмотрению определить начальную продажную цену предмета залога, не учитывая при этом результаты оценки? Залоговые кредиторы обычно заинтересованы в утверждении более высокой начальной продажной цены, чем предусмотрена в отчете об оценке предмета залога.

Из материалов судебной практики можно выделить следующие потенциальные риски такого утверждения.

Снижение судом начальной продажной цены залогового имущества до установленной в отчете об оценке в случае обращения кредиторов в суд с заявлением о разрешении разногласий по утверждению порядка продажи имущества должника

В случае разногласий между конкурсным кредитором по обязательству, обеспеченному залогом имущества должника, и конкурсным управляющим или лицами, участвующими в деле о банкротстве, по вопросам начальной продажной цены, порядка и условий проведения торгов по реализации предмета залога, порядка и условий обеспечения сохранности предмета залога каждый из них в течение 10 дней с даты включения сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве вправе обратиться с заявлением о разрешении таких разногласий в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, по результатам рассмотрения которого арбитражный суд вынесет определение об определении начальной продажной цены, утверждении порядка и условий проведения торгов по реализации предмета залога, порядка и условий обеспечения сохранности предмета залога, которое может быть обжаловано (абз. 3 п. 4 ст. 138 Закона о банкротстве).

Основания для изменения судом порядка и условий продажи заложенного имущества на торгах, предложенных залоговым кредитором или конкурсным управляющим, имеются, в частности, если предложения по порядку или условиям проведения торгов способны негативно повлиять на возможность получения максимальной цены от продажи заложенного имущества, в том числе на доступ публики к торгам, а также, если порядок и условия проведения торгов не являются в достаточной степени определенными (абз. 6 п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 58).

Из указанных положений законодательства и разъяснений высшей судебной инстанции следует, что конкурсные кредиторы при ознакомлении с условиями положения о порядке проведения торгов (в том числе, с условием о начальной продажной цене) могут обратиться в арбитражный суд с ходатайством о разрешении разногласий.

В таком случае именно арбитражный суд будет обладать полномочиями по утверждению начальной продажной цены, опираясь, в том числе, на отчет об оценке.

При этом, исходя из сложившейся судебной практики, завышение начальной продажной цены по инициативе залогового кредитора по сравнению с ценой, установленной в отчете оценщика, является основанием для снижения данной цены. Последствия, на которые обращают внимание суды, при установлении завышенной начальной продажной цены:

  • негативное влияние на результаты торгов;
  • затягивание процедуры конкурсного производства;
  • несение дополнительных расходов за счет конкурсной массы должника;
  • ограничение количества потенциальных участников торгов.

Подача жалоб на конкурсного управляющего должника в связи с его бездействием при утверждении положения о порядке продажи имущества с завышенной начальной продажной ценой залогового имущества

В соответствии с п. 1 ст. 130 Закона о банкротстве арбитражный управляющий привлекает оценщика для определения стоимости имущества должника.

В п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 58 разъяснено, что полученная оценка заложенного имущества учитывается при определении начальной продажной цены предмета залога в соответствии с законодательством Российской Федерации о залоге (абз. 2 п. 4 ст. 138 Закона о банкротстве).

Из указанных положений следует, что отчет оценщика является основополагающим документом для утверждения начальной продажной цены предмета залога, следовательно, установление цены имущества Должника в несколько раз выше, чем в отчете об оценке, является основанием для обращения конкурсного управляющего в суд с заявлением о разрешении разногласий при утверждении порядка продажи имущества.

Добросовестное и разумное исполнение конкурсным управляющим своих обязанностей установлено в п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего, является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве (п. 1 ст. 20.4 Закона о банкротстве).

Расхождение между данными, содержащимися в отчете об оценке, и данными, представленными залоговым кредитором, является разногласием, которое подлежит разрешению через суд.

Бездействие конкурсного управляющего при утверждении положения об оценке с завышенной начальной продажной ценой может являться основанием для удовлетворения жалоб кредиторов должника, поскольку определение порядка проведения торгов, в том числе, относительно начальной продажной цены имущества в случае существенного расхождения со стоимостью, установленной в отчете об оценке, подлежит разрешению в судебном порядке.

При этом не обращение конкурсного управляющего за разрешением разногласий может свидетельствовать о скоординированности его действий с залоговым кредитором.

В судебной практике также отмечается, что противоречие начальной продажной цены стоимости, предусмотренной в отчете об оценке, является разногласием, которое должно быть разрешено посредством обращения конкурсного управляющего в суд:

Таким образом, установление завышенной начальной продажной цены в положении о торгах также несет риски и для конкурсного управляющего должника, поскольку указанное лицо должно действовать в целях максимального пополнения конкурсной массы для удовлетворения требований кредиторов. Расхождение между данными по начальной продажной цене является основанием для обращения конкурсного управляющего за разрешением разногласий в суд. Отсутствие указанного обращения может спровоцировать подачу жалоб со стороны кредиторов должника.

Признание торгов недействительными в связи с установлением в положении о проведении торгов завышенной начальной продажной цены имущества

В соответствии со ст. 449 Гражданского кодекса торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:

  • кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;
  • на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;
  • продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;
  • были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
  • были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Допущенные при проведении торгов нарушения порядка их проведения, способные повлиять на уменьшение возможности участия в торгах широкого круга реальных покупателей и формирование цены продажи предмета торгов, должны расцениваться как существенные, влияющие на результат торгов и влекущие признание торгов недействительными в соответствии со ст. 449 ГК РФ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2012 г. № 16311/11).

Из указанных положений законодательства и разъяснений высшей судебной инстанции следует, что основанием для признания торгов недействительными применительно к реализации предмета залога может являться ограничение участия в торгах широкого круга лиц в случае установления завышенной цены залогового имущества без учета результатов оценки.

Указанная позиция также находит отражение в судебной практике: “Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции исходил из того, что Законом о банкротстве предусмотрен специальный порядок определения начальной продажной цены имущества на основании отчета оценщика.

Судом апелляционной инстанции установлено, что начальная продажная стоимость залогового имущества была определена именно в размере его залоговой стоимости, следовательно, оспариваемые торги проведены в нарушение действующего в рассматриваемый период законодательства без оценки залогового имущества в ходе проведения процедуры конкурсного производства, что привело к неправильному установлению начальной продажной цены предмета залога” (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 декабря 2017 г. № Ф10-4452/2015 по делу № А36-6083/2014).

Поскольку завышение начальной продажной цены способно повлиять на формирование стоимости имущества и ограничение доступа к торгам, торги могут быть признаны недействительными.

Таким образом, несмотря на установление в законодательстве положения об определении начальной продажной цены предмета залога залоговым кредитором, существуют следующие риски при установлении в положении о порядке проведения торгов начальной продажной цены с превышением стоимости, установленной в отчете об оценке:

  • снижение начальной продажной цены до стоимости, предусмотренной в отчете об оценке, в судебном порядке;
  • подача жалоб на конкурсного управляющего в случае его бездействия при утверждении завышенной начальной продажной цены;
  • признание торгов недействительными в связи с влиянием завышенной начальной продажной цены предмета залога на доступ к торгам.

Необходимо обратить внимание, что в соответствии со сложившейся судебной практикой наиболее существенным является первый риск, вместе с тем, иные риски также следует учитывать, поскольку судебная практика постоянно претерпевает изменения.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/safonova/1235402/

Территория советов
Добавить комментарий