Нужно ли регистрировать частный сервитут

Новости

Нужно ли регистрировать частный сервитут

В гражданском и земельном законодательстве существует такое понятие, как «сервитут». Однако далеко не все землепользователи знают, что обозначает этот термин. В чем смысл понятия сервитута в современном земельном праве и как он применяется в жизни, разъясняет Управление Росреестра по Пермскому краю.

Сервитут представляет собой право лица на ограниченное пользование чужими землями или чужими земельными участками. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 Земельного кодекса РФ.

Выделяют два вида сервитутов: публичный и частный. Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения.

Например, попасть на общественный пляж можно только через ваш участок. В таком случае он может быть обременен правом прохода (проезда) к этому пляжу.

Этим публичный сервитут отличается от частных сервитутов, которые устанавливаются в интересах конкретных лиц.

Частный сервитут на земельный участок может быть установлен для обеспечения возможности передвижения и перемещения по территории чужого участка; для необходимости проведения работ по прокладке водопровода или системы канализации; для осуществления работ по проведению электросетей; для удовлетворения иных потребностей заинтересованного лица, когда нет возможности их обеспечить иным способом.

Частный сервитут можно установить по соглашению сторон или через суд, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Соглашение заключается в письменной форме.

Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения. Публичный сервитут оформляется соответствующим решением органа власти. На основании указанного решения с гражданином, являющимся правообладателем земельного участка, заключается письменное соглашение.

Срок сервитута

Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута – решением о его установлении.

Срок публичного сервитута зависит от целей его установления, так например, для размещения объектов электросетевого хозяйства сервитут может быть установлен на срок от 10 до 49 лет; для строительства, реконструкции или ремонта объектов транспортной инфраструктуры на срок осуществления реконструкции или ремонта; для проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов на срок не более года.

Срок сервитута, установленного на основании судебного акта, определяется соответствующим судебным актом.

Плата за сервитут

По общему правилу правообладатель земельного участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых данный сервитут установлен. Плата за него может быть единовременной или периодической.

По общему правилу, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель также вправе требовать от установивших его органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату.

Регистрация сервитута

Сервитуты подлежат государственной регистрации в Росреестре в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных п. 4 ст. 39.25 Земельного кодекса.

Так, допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без осуществления кадастрового учета соответствующей части земельного участка и без государственной регистрации обременения, возникающего в связи с установлением данного сервитута.

Публичный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в ЕГРН. При этом согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 29.11.

2017 № 49-КГ17-29, отсутствие государственной регистрации публичного сервитута не является препятствием для рассмотрения и разрешения судом административного иска о признании недействующим установившего данный сервитут нормативного правового акта.

С заявлением о государственной регистрации сервитута может обратиться лицо, приобретающее право ограниченного пользования чужим земельным участком.

К заявлению необходимо предоставить соглашение об установлении сервитута, вступившее в законную решение суда, а также документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя, в случае обращения за регистрацией представителя правообладателя; др.

Кроме того, за государственную регистрацию взимается государственная пошлина, размер которой установлен пп. 31 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ и составляет 1 500 рублей для физических лиц, 6000 рублей для юридических лиц.

За регистрацией публичного сервитута в регистрирующий орган с соответствующим заявлением должен обратиться орган государственной власти, орган местного самоуправления, принявший

акт об установлении публичного сервитута, в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного акта.

Публичный сервитут регистрируется как ограничение (обременение) права на земельный участок.

Прекращение сервитута

Частный сервитут прекращается с истечением срока, на который он был установлен. Кроме того, частный сервитут прекращается в следующих случаях:

-стороны договорились о прекращении сервитута и заключили соответствующее соглашение;

-ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом;

-обремененный сервитутом земельный участок не может использоваться по целевому назначению. В данном случае прекращение сервитута осуществляется по решению суда.

Публичный сервитут прекращается, в частности, с истечением срока, на который он был установлен. Если отсутствуют общественные нужды, для которых был установлен публичный сервитут, он также может быть прекращен уполномоченным органом – посредством принятия акта об отмене сервитута; судом.

Публичный сервитут, установленный в отдельных целях, может быть прекращен по решению уполномоченного органа и по следующим основаниям:

– деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет; в установленный срок не внесена плата за публичный сервитут;

– не внесена плата за публичный сервитут, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом; более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;

– обладатель публичного сервитута отказался от него.

По общему правилу прекращение сервитута подлежит государственной регистрации.

В заключение. Сервитут в гражданском обороте не так распространен среди других вещных прав и стороны не всегда прибегают к такому способу выстраивания правоотношений в отношении объектов недвижимости. Однако, с каждым годом правовая культура и грамотность граждан растет и соответственно, там, где целесообразнее будет установить сервитут, стороны воспользуются этим правом.

Источник: http://kungurregion.ru/Novosti/Novosti/2019/06/10/212753/

Относительно установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Нужно ли регистрировать частный сервитут

Как оформляются участки из частной собственности на праве сервитута под размещение промышленных объектов?

На частную собственность может быть установлен частный сервитут либо публичный сервитут. Публичный сервитут размещение промышленных объектов не предусматривает.

Частный сервитут содержит не закрытый перечень случаев, когда может быть использован земельный участок на условиях сервитута. В рамках Гражданского кодекса РФ размещение такого объекта прямо не запрещено.

Однако, по мнению Департамента недвижимости, строительство объектов капитального строительства на условиях сервитута допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Какова величина арендной платы по договорам аренды и соразмерной платы при заключении сервитута? Каковы способы регулирования?

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Плата по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии со статьей 39.

25 Земельного кодекса Российской Федерации.

Вопрос определения размера арендной платы и платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, регулируется гражданским законодательством и определяется сторонами самостоятельно исходя из принципа свободы договора.

Пунктом 4 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сервитут может быть срочным или постоянным. При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.26 Кодекса в заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 39.35 Кодекса соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать в том числе срок действия сервитута.

Учитывая изложенное, прошу разъяснить, вправе ли уполномоченный орган в порядке, установленном статьей 39.26 Кодекса, заключать соглашения об установлении постоянного сервитута (без указания срока действия) в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Срочный сервитут устанавливается на определенный срок, постоянный – без указания срока. Это в равной степени относится к сервитутам и к публичным сервитутам (пункт 4 статьи 23 Земельного кодекса РФ).

Однако Земельный кодекс РФ содержит ряд исключений из общего правила. Например, срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

К числу таких исключений относятся и случаи установления сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с главой V.3 Земельного кодекса РФ.

Так, согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 39.25 Земельного кодекса РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать срок действия сервитута.

Исключений из данного правила главой V.3 Земельного кодекса РФ не предусмотрено. Таким образом, исходя из положений пункта 4 статьи 23 во взаимосвязи с подпунктом 5 пункта 1 статьи 39.

25 Земельного кодекса РФ, установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, носит срочный характер и обусловлено необходимостью определения срока его действия.

Допускается ли законодательством РФ заключение соглашение о сервитуте для целей, предусмотренных ст.39.23 ЗК РФ, на часть лесного участка без постановки на государственный кадастровый учет лесного участка или его части на период размещения объектов недропользования и линейных объектов?

Положения главы V.3 Земельного кодекса Российской Федерации применяются в равной степени в отношении земель всех категорий, в том числе и в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда с учетом требований, установленных законом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39.

25 Земельного кодекса Российской Федерации в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

Требуется ли разработка проекта освоения лесов лицам, обладающим правом ограниченного пользования (сервитут) на часть лесного участка? Требуется ли соблюдение дополнительных условий (подачи лесной декларации и др.

) до начала использования лесного участка лицами, обладающими правами ограниченного пользования на него? Возможно ли осуществление рубки по основаниям п.п. 1 – 4 ч. 1 ст.

21 Лесного кодекса РФ на лесном участке лицами, обладающими правом ограниченного пользования на него?

Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов утвержден приказом Рослесхоза от 10.06.2011 № 223 (далее – приказ № 223).

Пунктом 7 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных данным приказом, предусматривается, что на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов, использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

Источник: http://icped.ru/voprosi-i-otveti/trud/otnositelno-ustanovleniya-servituta-v-otnoshenii-zemelnogo-uchastka/

Регистрация сервитута на земельный участок

Нужно ли регистрировать частный сервитут
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Государственная регистрация и кадастр недвижимости » Регистрация сервитута на земельный участок

Иногда возникает необходимость воспользоваться чужим земельным участком – например, для постоянного прохода через земельный участок соседа к собственному дому или гаражу. В сельской местности и в частных секторах возникают и иные нужды.

Например, проведение бытовых коммуникаций обычно происходит путем подключения к центральной сети. Для этого к ней прокладываются дополнительные ветви водопровода, устанавливаются столбы для линии электропередачи и т.д.

, но что, если единственный путь к центральной линии лежит через соседний участок? Выход один – использовать его как для установки линейных объектов, так и для их последующего ремонта. 

В перечисленных случаях Гражданский кодекс предусмотрел возможность установления частного сервитута, однако право ограниченного пользования третьему лицу предоставляется только при соблюдении ряда условий: – сервитут устанавливается в отношении соседнего участка; – без сервитута нужды пользователя не могут быть удовлетворены; – имеется соглашение с собственником или судебное решение; – сервитут, как и любое вещное право на недвижимость, необходимо зарегистрировать.Таким образом, частный сервитут на землю устанавливается для ее использования конкретным лицом или группой лиц, которые имеют право ограниченного использования участка земли для своих нужд. Публичный сервитут отличается тем, что пользователю нет необходимости регистрировать это обременение публичной собственности, чтобы использовать землю для прохода, подъезда, проведения охоты и т.д. Узаконением права ограниченного пользования, поскольку оно установлено одновременно для всех, а, следовательно, является публичным, занимаются государственные органы или органы местного самоуправления, в зависимости от того, чьим решением такое обременение образовано. Также публичный сервитут предполагается безвозмездным. Государственная регистрация сервитута. Регистрация предполагает, что государством в строго определенной процедуре совершается юридический факт, влекущий: 1. возникновение у не собственника права пользования в той части, которая ему необходима для удовлетворения собственных нужд; 2. признание государством установленного права на ограниченное пользование; 3. удостоверение признания права ограниченного пользования, которое производится в определенном порядке в два этапа путем учета в специальном реестре и выдачи удостоверения; 4. ограничение правомочий собственника в части предоставленного не собственнику правомочия.

Юридическое значение государственной регистрации неоспоримо и заключает в том, что совершенный юридический факт – единственно признаваемое государством доказательство существования права ограниченного пользования.

Осуществление регистрации прав ограниченного пользования земельным участком

Подведомственной Министерству юстиции РФ является Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии, сотрудники которой ведут Единый государственный реестр прав.

Основанием внесения в реестр является заявление, которое подается в зависимости от ситуации: – собственником земли; – лицом, для которого устанавливается право пользования, что возможно только при наличии у него соглашения с собственником по поводу установления для него обременения; – обладателем ограниченного вещного права или арендатором со сроком аренды от года в случае, если участок находится в нечастной собственности. Заявителю необходимо предъявить: – копию документа о существующей записи в реестре о праве собственности на участок; – документ об основании установления обременения, т.е. соглашение, распоряжение уполномоченного органа или решение суда об установлении сервитута, в которых определяются дата установления обременения и срок его действия. В нем же определяется безвозмездность пользования или указывается размер платы за пользование землей.

В зависимости от площади использованного для ограниченного пользования участка зависит дополнительное требование о предоставлении кадастрового плана, который необходим для определения конкретной части земельного участка, используемого не собственником.

Порядок и сроки государственной регистрации земельного сервитута

Процедура государственной регистрации начинается с подачи заявления в Росреестр. Одновременно с заявлением предоставляется квитанция об уплате пошлины за оказание государственной услуги в размере 1500 рублей для физических лиц и 6000 рублей, когда ограниченное пользование устанавливается в интересах организаций.

Порядок регистрации земельного сервитута предусмотрен Федеральным законом от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с ним процедура происходит в 4 этапа: 1. Прием документов и их регистрация. 2.

Правовая экспертиза принятых документов, что предполагает не только непосредственную проверку документов на предмет их соответствия требованиям закона, но и проверку законности сделки, а также проверку возможности ее совершения. На этом этапе также проверяется, не противоречит ли заявление уже существующим правам. 3.

Внесение сведений об установленном обременении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. 4. Выдача соответствующего удостоверения, а также совершение соответствующих надписей на правоустанавливающих документах.

Проведение данной процедуры по общему правилу занимает до 10 дней со дня принятия заявления и приложенных документов.  Указанный срок можно значительно сократить, подав документы, удостоверенные нотариусом.

Поскольку удостоверительная надпись нотариуса будет означать, что документы достоверны соответствуют закону, это уменьшит срок этапа экспертизы сотрудниками. Таким образом, полный порядок действий для заявления с приложенными нотариально удостоверенными документами может занять до 3 дней.

Приостановление государственной регистрации

На срок до 1 месяца процедура внесения записи в реестр может быть приостановлена в случае: – возникновения у регистратора сомнений относительно наличия оснований к внесению записи либо при не предоставлении документов или возникновении сомнений в их подлинности и достоверности; – отсутствия сведений о границах земельного участка или наличии сведений о том, что одна из границ пересекает границы иной земельной площади, которые подтверждаются данными из государственного кадастра; – подачи заявления о возврате документов с прерыванием процедуры признания права.  Процедура также приостанавливается до принятия решения, если уже подано аналогичное заявление, по которому еще не принято решение.  Отказать по поданному заявлению регистратор обязан в ограниченном количестве случаев. Для сервитута такими являются: – несоответствие объекта, означающее, что границы объекта не указаны в кадастре или указаны, но пересекают границы иного участка; – несоответствие субъекта, т.е. заявитель не имеет права на подачу заявления, недееспособен или является ненадлежащим субъектом по иным причинам; – несоответствие документов, что может проявляться в том, что заявитель не представил документы либо документы недостоверны, составлены в противоречии с нормами закона и т.д.;

– несоответствие требований, например, когда требования противоречат уже существующим правам.

Источник: https://advokat-malov.ru/gosudarstvennaya-registraciya-i-kadastr-nedvizhimosti/registraciya-servituta-na-zemelnyj-uchastok.html

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Нужно ли регистрировать частный сервитут

Сервитут – это получение возможности на ограниченное пользование недвижимостью, вещью или землей, которые находятся в чужой собственности.

Сервитут используется в земельных, вещных и иных отношениях. В рамках правоприменительной практики под сервитутом понимаются обстоятельства, согласно которым одна из сторон в рамках допустимой по закону договоренности, получает от другой стороны разрешение и допуск на использование своих объектов или территорий, находящихся в собственности.

Отметим, что большая часть прочих обстоятельств, связанных с сервитутом, относится к категории земельного права, когда речь идет о различных аспектах применения права ограниченно употреблять себе на пользу территорию чужого земельного владения.

Виды сервитута

Земельный кодекс различает два варианта сервитута: частный и публичный.

Разница здесь заключается в том, кто становится обладателем ограниченного права пользования.

Первая ситуация относится к частным лицам и организациям, которые урегулируют свои правоотношения в процессе эксплуатации соседних участков. Публичный сервитут устанавливается в случаях, когда речь идет об интересах государства в целом, отдельных его органов или местного населения.

Частный сервитут

Согласно Статьям 274-277 ГК РФ:

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;
  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.

Публичный сервитут

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:

  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • использования земельного участка;
  • прохода или проезда через земельный участок;
  • выпаса сельскохозяйственных животных;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе;
  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.

Классификация сервитута

По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:

  • платные – с установлением компенсационных отчислений в пользу лица, обременяющего свое имущество сервитутом;
  • бесплатные – по закону или на основе взаимной договоренности предоставляемыми безвозмездно;
  • срочные – с установлением фиксированного, продляемого или всегда четко завершаемого срока действия;
  • бессрочные – не имеющие определенного срока существования.

Процедура оформления сервитута

При этом обеспечение процедуры происходит по следующим правилам

1.Стороны (собственники) приходят к выводу о необходимости применения сервитута;

2.Участники соглашения заключают договор, в котором отмечают:

  • сферу, на которую распространяется действие сервитута;
  • платную или бесплатную форму взаимодействия в рамках сервитута;
  • сроки;
  • другие необходимые условия.

3.Если стороны приходят к соглашению, они переходят к процедуре государственной регистрации сервитута в Росреестре;

4. После рассмотрения и подтверждения сделки будет выдана соответствующая выписка из ЕГРП, в которой будут отмечены обременения, наложенные на соответствующую территорию. После регистрации сервитут будет считаться имеющим законную силу.

Регистрация сервитута

Сервитут является обременением и вещным правом, поэтому он подлежит государственной регистрации.

Случаи кода сервитут не подлежит регистрации

Регистрационные действия необходимо осуществлять во всех случаях кроме двух исключений:

  • территория с обременением отходит в собственность наследника. В этой ситуации и ограниченное право пользования передается по наследству вместе с землей. Обременение здесь неотделимо от земли, поэтому оно никак не меняется при смене собственников;
  • условия введения исчезли до того, как соседи пришли к подписанию договора.

Стадии регистрации сервитутного права

Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.

  1. Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.

  2. Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.

  3. Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.

  4. Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.

Документы для регистрации сервитутного права

Для оформления необходимо подавать следующие документы:

  • соглашение между сторонами вопроса или нормативный акт, по которому должно быть установлено сервитутное право;
  • заявление на выполнение регистрации;
  • паспорт лица, подающего данное заявление;
  • кадастровые документы на землю, которая будет подвергнута обременению;
  • бумага с подтверждением уплаты госпошлины на проводимую процедуру;
  • если заявителем выступает организация – ее устав и выписка из ЕГРЮЛ;
  • при представлении интересов заявителя сторонним лицом – доверенность на выполнение им необходимых действий, полученная в нотариальной конторе.

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/servitut.html

Сервитут на земельный участок

Нужно ли регистрировать частный сервитут

Сервитут (ст. 23 Земельного кодекса РФ) – это право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Владелец участка земли имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться им, но обязан предоставить право свободного доступа к объекту, указанному в правоустанавливающих документах, обладателям сервитута, то есть лицам, имеющим право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Сервитут всегда привязан к определенному объекту недвижимости (зданию, сооружению, земельному участку). Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи либо залога.

Сервитут не может быть передан лицам, не являющимися собственниками объекта недвижимости, для обеспечения которой он был установлен. При переходе прав на земельный участок с сервитутом (ст.

275 ГК РФ) обязательства по обременению перейдут новому владельцу.

Требовать установления сервитута можно от федеральных, региональных и муниципальных властей в зависимости от того, кто из них является собственником участка, но не от арендаторов земли.

Если собственником недвижимости является физическое или юридическое лицо, то по вопросу установления обременения необходимо обратиться к нему.

Когда мирное урегулирование конфликта невозможно, вопрос решается в судебном порядке.

По времени действия сервитут может быть срочным и постоянным. Выделяют сервитут частный и публичный.

Частный сервитут

Частный сервитут может быть установлен на основании соглашения или договора о сервитуте. Документ оформляется в простой письменной форме. Он содержит:

  • информацию и сторонах соглашения;
  • сведения об участке, в отношении которого устанавливается сервитут;
  • цели и задачи наложения обременения;
  • границы сервитута (четко определенное место на участке);
  • величина платы за пользование участком, а также порядок ее внесения;
  • прочие условия.

Собственник участка, имеющего обременение, вправе потребовать соразмерной платы. Величина вознаграждения устанавливается по соглашению либо на основании решения суда.

В соответствии с данным видом обременения собственника земельного участка суд может обязать обеспечить:

  • свободное перемещение через участок;
  • обустройство общественно-значимых инженерных коммуникаций, таких как электросети, линии связи, газопровод и так далее;
  • доступ для создания и поддержания в надлежащем состоянии мелиоративной системы и системы водоснабжения;
  • прочих нужд, удовлетворение которых невозможно без установления сервитута.

Публичный сервитут

Основания его возникновения – законодательные акты федеральных, региональных или муниципальных властей в целях обеспечения интересов государства, муниципалитета или местных жителей. Решение об установлении сервитута на земельный участок принимается по результатам общественных слушаний и с владельцем или пользователем недвижимости не согласовывается.

Цели установления публичного сервитута:

  • перемещение по территории участка;
  • проведение ремонтных работ и монтаж разнообразных инженерных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры;
  • установка спецзнаков и обеспечение подъезда к ним;
  • обеспечение водой;
  • прогон скота;
  • сохранение исторически сложившейся традиции сенокоса либо выпаса скота;
  • охота и рыбалка на замкнутом водоеме, расположенном на участке;
  • сбор дикорастущих растений;
  • проведение исследовательских работ;
  • свободный доступ к побережью.

Основное отличие публичного сервитута от частного – платность последнего. Исключение: публичный сервитут может быть установлен на возмездной основе только в том случае, если у собственника земельного участка возникли серьезные затруднения. Например, часть земли стала непригодна для растениеводства, пришлось снести или перенести хозяйственные постройки и прочее.

Регистрация сервитута (частного и публичного)

Право сервитута регистрируется в Едином государственном реестре прав как право на недвижимое имущество в течение 18 календарных дней с момента подачи соответствующих документов. Необходимые бумаги (ст. 28 Закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»):

  1. заявление лица, в пользу которого будет установлен сервитут;
  2. документ, удостоверяющий личность заявителя (для физического лица), а также соответствующие документы для юридического лица (доверенность, учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ);
  3. документ об оплате госпошлины;
  4. соглашение о сервитуте, соответствующие акты федеральных или муниципальных органов власти либо решение судебных органов;
  5. если обременение относится к части участка, то предоставляется кадастровый паспорт земельного надела с отмеченной на нем зоной действия сервитута, либо кадастровая выписка с аналогичными сведениями. Если сервитут устанавливается на весь участок, то указанный документ не требуется.

Сервитут это вещное право на недвижимость, но регистрируется как обременение. Суть понятия от этого не меняется.

Прекращение сервитута

Основания прекращения сервитута:

  • по причине прекращения существования оснований, которые были причиной установления сервитута (ст. 276 ГК РФ);
  • в суде доказана невозможность целевого использования участка именно по причине установленного обременения (ст. 276 ГК РФ). Собственник участка вправе потребовать, чтобы орган государственной власти или местного самоуправления, установивший сервитут, выкупил его, компенсировал понесенные убытки либо предоставил другой равноценный участок земли;
  • физическое уничтожение участка;
  • изъятие земли из гражданского оборота;
  • в случае если собственник участка, обремененного сервитутом, становится владельцем данного сервитута;
  • прекращение действия нормативного акта, установившего сервитут.

Судебная практика: отказ в установлении сервитута

Важно правильно составить исковое заявление в судебные органы об установлении сервитута.

Например, собственник участка земли, по которому проходит ЛЭП, обратился в суд с иском к владельцу коммуникаций о понуждении к заключению договора сервитута.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа признал, что имеется ограничение на пользование земельным участком и требование истца об установлении платы законно.

В иске было отказано: в законодательстве отсутствуют нормы, на основании которых можно обязать ответчика подписать подобное соглашение.

Собственнику участка нужно обратиться в суд об устранении препятствий в пользовании участком. Тогда владелец ЛЭП будет вынужден заключить соглашение о сервитуте.

Подавая исковое заявление об установлении сервитута нужно предоставить достаточно веские доказательства того, что наложение обременения действительно необходимо.

ФАС Волго-Вятского округа отказал истцу в следующей ситуации: требовалось обеспечить проезд к промышленному зданию. Рядом с постройкой в пределах участка истца имелся пустырь.

Истец требовал обеспечить проезд через соседний участок, но не было доказано, что:

  • перемещение через пустырь невозможно;
  • проезд возможен только через соседний участок, так как другие пути отсутствуют;
  • участок ответчика оборудован транспортной инфраструктурой;
  • движение автотранспорта по территории ответчика будет безопасно для находящихся там людей.

Источник: http://www.landatlas.ru/help/servitut-na-zemelnyy-uchastok.htm

Итоги «горячей линии» по вопросам установления и регистрации сервитута

Нужно ли регистрировать частный сервитут

Телефон. pixabay.com

15 апреля 2019 года в рамках мероприятий по повышению качества и доступности государственных услуг Кадастровой палатой по Москве проведена «горячая телефонная линия» на тему: «Сервитут. Порядок установления и регистрации сервитута на земельный участок».

Представляем Вам поступившие вопросы с разъяснениями специалистов учреждения.

Вопрос: Что такое сервитут?Ответ: Сервитут — это ограниченное право пользования земельным участком, не принадлежащим лицу или лицам на праве собственности.Есть два вида сервитутов: публичный и частный.

Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, попасть на общественный пляж можно только через ваш участок. В таком случае он может быть обременен правом прохода (проезда) к этому пляжу.

Этим публичный сервитут отличается от частных сервитутов, которые устанавливаются в интересах конкретных лиц. Например, у вашего участка нет выхода к дороге общего пользования и попасть на нее вы можете только через участок, который находится рядом.

В таком случае возникают основания предоставить вам право проезжать по участку вашего соседа.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Вопрос: Как устанавливается частный и публичный сервитут?Ответ: Частный сервитут можно установить по соглашению сторон или через суд, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения (п. 3 ст. 274 ГК РФ).

Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения (п. 2 ст. 23 ЗК РФ). Например, для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования (пп. 1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ).

Для установления публичного сервитута исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает соответствующее решение (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

Вопрос: Является ли сервитут платным?Ответ: Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком, плата может быть установлена как по соглашению сторон, так и на основании судебного акта в случае недостижения соглашения.

Плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута, и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей.

Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом.

Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель также вправе требовать от установивших его органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату (п. 13 ст. 23 ЗК РФ).

Вопрос: Подлежит ли сервитут государственной регистрации?Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 274 Гражданского кодекса, п. 9 с. 23 Земельного кодекса сервитуты (в том числе публичные) подлежат государственной регистрации.

Вопрос: Кто может обратиться за государственной регистрацией сервитута?Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении публичного сервитута, направляют в орган регистрации прав решение об установлении или о прекращении публичного сервитута и описание местоположения границ публичного сервитута в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения.

Государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.

Вопрос: Как вносится запись о государственной регистрации сервитутов в ЕГРН?Ответ: Особенности внесения в ЕГРН записей о государственной регистрации сервитутов регламентированы главой 6.5 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943.

В случае обращения с заявлением о государственной регистрации сервитута собственника объекта недвижимого имущества, обремененного сервитутом, в реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.

В случае обращения с заявлением о государственной регистрации сервитута лица, в пользу которого установлен сервитут, или собственника объекта недвижимого имущества, обремененного сервитутом, и лица,в пользу которого установлен сервитут, в реестр прав на недвижимость вносятся:— запись о вещном праве — государственной регистрации сервитута как вещного права;

— запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута как ограничении права и обременении объекта недвижимости.

В случае установления публичного сервитута на земельный участокв реестр прав на недвижимость вносится запись об ограничении (обременении) — государственной регистрации сервитута.

При внесении записей об ограничении (обременении) указываются:— вид ограничения: слово «сервитут»;— предмет сервитута: объект (если сервитут относится к части объекта недвижимости, также указывается учетный номер такой части);— срок, который указывается посредством внесения даты начала и окончания сервитута или даты начала сервитута и его продолжительности либо слов «Срок не определен», когда срок сервитута не определен;— условия сервитута;— лицо (объект), в пользу которого установлен сервитут: данные

о гражданине, юридическом лице или объекте, для которого установлено право ограниченного пользования, либо слово «Публичный», когда сервитут является публичным.

При переходе права собственности на объект недвижимого имущества, обремененный сервитутом, в запись об ограничении (обременении)
со статусом «актуальная» изменения не вносятся.

Вопрос: Как осуществляются государственная регистрацияи государственный кадастровый учет в связи с установлением сервитута?

Ответ: Согласно пункту 4 части 3 статьи 14, части 4 статьи 44 Федерального закона от 13.07.

2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в связи с образованием части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, осуществляются одновременно.

Вопрос: Особенности кадастрового учета при установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности?
Ответ: Согласно пункту 11 части 5 статьи 14 Закона о регистрации в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута, государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав.

Источник: https://xn--80aagbllkpzdhbbc6bi.xn--p1ai/itogi-goryachey-linii-po-voprosam-ustanovleniya-i-registratsii-servituta/

Территория советов
Добавить комментарий