Новеллы земельного законодательства 2018

Эксперты обсудили ключевые новеллы градостроительного законодательства 2018 года

Новеллы земельного законодательства 2018

22 ноября 2018

Изменения в градостроительное законодательство, вопросы оптимизации процедур в сфере строительства и цифровизации отрасли обсудили участники Делового завтрака РБК «Ключевые изменения законодательства в строительстве: курс на цифровизацию». Участие в мероприятии приняла Статс-секретарь – заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Наталья Антипина.

В своем выступлении замминистра остановилась на ключевых изменениях в Градостроительный кодекс, которые были приняты в августе текущего года. «Важная новелла в законодательстве – урегулирование порядка установления зон с особыми условиями использования территорий. Это позволит решить проблемы, с которыми регулярно сталкиваются застройщики», – рассказала Наталья Антипина.

Замминистра также отметила, что важную роль в переходе строительной отрасли к использованию новых цифровых технологий играет сбор, обработка, увязка и представление в цифровом виде исходных данных для проектирования и строительства.

Для решения данной задачи принятыми поправками в Градкодекс, усовершенствован механизм информационного обеспечения градостроительной деятельности.

Введено понятие «государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности», под которыми понимаются информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.

Кроме того, с 2017 года внедряется целевая модель «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование».

«По состоянию на первую половину 2018 года общий средний уровень внедрения целевой модели по регионам составляет чуть более 70%, исходя из значений целевых показателей, установленных целевой моделью на конец 2017 года.

Целевая модель рассчитана до конца 2021 года, в том числе, в части обеспечения предоставления услуг по выдаче градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство в электронном виде на уровне не менее 70%.

Сейчас, уровень предоставления указанных услуг в среднем по стране составляет примерно 15%, в том числе, благодаря успехам в этой области города Москвы, где уровень предоставления услуг в сфере строительства в электронном виде уже превышает 90%.», – подчеркнула замминистра.

Среди важных мер, направленных на улучшение инвестиционного климата в сфере строительства, над которыми сегодня работает Минстрой России, замминистра Наталья Антипина выделила создание единых для всей территории Российской Федерации условий прохождения заявителями процедур, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе, прохождения застройщиками процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства. С этой целью Минстроем России разработан законопроект о единых стандартах предоставления услуг в строительстве, который в дальнейшем также позволит ускорить перевод государственных и муниципальных услуг в сфере строительства в электронный вид на основе единых форматов.

Она также отметила проведение в настоящее время в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области эксперимента по переводу услуг по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения в электронный вид, в том числе, на основе единой заявки, предоставляемой через региональные порталы государственных и муниципальных услуг с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия. Это позволит сократить сроки прохождения процедур и повысит прозрачность их проведения. Лучшая практика, полученная по результатам данного эксперимента, в дальнейшем буде распространена на все регионы страны.

В целях улучшения ведения бизнеса в части прохождения процедур по подключению к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения Минстроем России подготовлена новая редакция соответствующей целевой модели, одной из новелл которой будет сокращение срока заключения договоров о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения для малого бизнеса до 10 рабочих дней.

«Количество необходимых процедур, которые заявитель должен пройти для строительства, на сегодняшний день уже не является проблемой. В течение 2013-2017 года мы уже провели масштабную работу по оптимизации процедур.

Дальнейшее сокращение их количества уже может негативно сказаться на безопасности строительства, а это основная задача государства.

Вместе с тем, сейчас мы можем и должны, в первую очередь, обеспечить сокращение срока прохождения процедур и максимально повысить удобство их прохождения заявителями, в том числе, путем полной их автоматизации», – отметила замминистра.

Источник 

Источник: http://arhitektura32.ru/novosti/eksperty-obsudili-klyuchevye-novelly-gradostroitelnogo-zakonodatelstva-2018-goda/

Новеллы земельного законодательства 2018

Новеллы земельного законодательства 2018

Земельный кодекс состоит из восемнадцати глав, включающих 103 статьи, которые регулируют земельные отношения в соответствии с категорией земельных участков и их назначения. Действующий Земельный кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой в сентябре 2001 года.

Рыночные отношения в экономике и политическое развитие демократического государства оказали большое влияние на формирование основных принципов земельного законодательства, которое в свою очередь неизбежно влияет на другие сферы жизни государства: налоговое законодательство, налогообложение, охрану земельных ресурсов и социальную эффективность.

Дорогие читатели! В статьях описаны лишь типовые (шаблонные) ситуации и способы их решений. Стоит учитывать, что каждый случай уникален, и для решения отдельного вопроса, требуется индивидуальный подход.

Скачать образец заявления о регистрации права собственности на земельный участок можно здесь Мы рассмотрим необходимый для сдачи пакет документов и действия на примере общего случая.

Изъятие земельного участка на основании признания его бесхозяйным

Ключевые слова: образование земельного участка; предоставление земельного участка; предварительное согласование; комплексное освоение территорий.
Теперь согласно п.39 ст.

1 объект индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС) – это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Регистрация! Новейшее бизнес-образование для работы в крупных международных и российских компаниях c использованием современных технологий. CPA.Порядок изменения ВРИ ЗУ (проблемные вопросы): оценка условий, обеспечивающих изменение, состав и основные правила оформления документации и пр.

С основными статьями и положениями земельного Кодекса РФ необходимо ознакомиться всем землепользователям, землевладельцам и арендаторам, так как любое строительство или перестройка сооружений на земельном участке должно подкрепляться разрешением в соответствии с его целевым назначением. Земельное законодательство России не ограничивается только рамками Земельного Кодекса, опираясь на ряд Федеративных законов о земельном регулировании, которые дополняют и развивают общие нормы и принципы ЗК РФ.
Как сказано в законе, «в случае, если нотариальный документ должен быть подписан лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, это лицо обязано подписать документ в присутствии нотариуса простой электронной подписью. Порядок формирования простой электронной подписи устанавливается Федеральной нотариальной палатой.

Новшества коснутся и регистрации земли в ЕГРН. Теперь эта процедура является обязательной, и за несоблюдение её собственник может лишиться своего земельного участка. Рыночная и кадастровая оценка. Основания для пересмотра кадастровой стоимости и установления ее в размере рыночной стоимости объекта недвижимости.

Изменения в земельном законодательстве с января 2018 года: действительно ли собственников лишат земли? Поправки в Закон о недвижимости, вступающие в силу в начале 2018 года, наделали много шума.

Над владельцами земельных участков нависла угроза их изъятия. Действительно ли новый закон позволяет государству лишать собственников земли? И кого коснутся данные изменения?
Регистрация ! Карьерная квалификация CPA для студентов .

Подготовка на практике очная,очно- дистанционная, в записи. Сертификат CPA.

Железнов Дмитрий Сергеевич, кандидат юридических наук, юрисконсульт отдела по сопровождению сделок с недвижимостью ООО «Воловик и Фишман» (г. Москва). Появился новый механизм легализации самостроя, который отличается от признания права собственности на самовольную постройку. Такую постройку можно привести в соответствие всем установленным требованиям.

Закон о земельном кадастре с 1 января 2018 года

Раздел «Земельный кодекс (ЗК РФ)» всегда поддерживается в актуальном состоянии (проверено 03.07.2019), и здесь вы всегда найдёте последнюю действующую редакцию кодекса с изменениями и дополнениями. Также кодекс содержит комментарии к статьям.

Подводя итог анализа введенных в законную силу законодательных актов за последние два года, следует отметить, что объекты недвижимости, постановленные на кадастровый учет и, не зафиксированные за собственником в течение пяти лет со дня учета, не снимаются с него.

Настоящая статья является логическим продолжением научного исследования проблем правового регулирования предоставления земельных участков для строительства, начало которому было положено подготовкой диссертации на соискание степени кандидата юридических наук (публичная защита состоялась 25 сентября 2014 г.

на заседании диссертационного совета Д 212.123.03, созданном на базе ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»). См. подробнее: Железнов Д.С. Правовое регулирование предоставления земельных участков для строительства в городах федерального значения: Дис. … на соиск. канд. юрид наук.

М., 2014. 208 с.

Изменения в земельном законодательстве 2018

Образование ЗУ путем раздела, объединения, перераспределения, выдела (особенности, требования к образуемым ЗУ). Выдел ЗУ из общей долевой собственности: спорные вопросы.

Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) – один из нормативных актов, регулирующих в соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство.

Земельный кодекс устанавливает право собственности на землю: предоставления и изъятия земельных участков и регулирует разрешение земельных споров.

Основной задачей земельного кодекса является обеспечение рационального использования земельных ресурсов и их охраны.

Правовой режим ЗУ по обновленному законодательству. Категории земель, ВРИ ЗУ: соотношение понятий для целей правоприменения. Классификатор ВРИ ЗУ. Как выбрать ВРИ ЗУ и не ошибиться.
Прежде всего, опасаться следует тем, кто до сих пор не зарегистрировал своё право на землю, а также не оформил постройки.

Теперь земельный участок должен иметь чёткие, документально зафиксированные границы. Для чего это делается? В целом, земельные споры являются одними из самых долгих и сложных, и осложнялись они необходимостью проводить дополнительные экспертизы.

При решении конфликта по поводу границ, когда межевание не было проведено ни одной из сторон, привлекались кадастровые специалисты. Сейчас же новый закон предусматривает обязательное межевание.

Виды прав на ЗУ (право собственности, право бессрочного пользования, право ограниченного владения, сервитут и пр.). Право на распоряжение ЗУ.

Регистрация! Финансовый СPA/ MBA на практических кейсах: Финансовый учет; Управленческий учет; Финансовый менеджмент; МСФО; Налоги; Право; ICFE.

И тогда происходит сбой всей системы. Но больше всего страдает тот, кто пришел последним, именно за его счет остальные нарезали куски собственности.
С 1 марта 2015 г. значительно изменяется правовое регулирование предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

В статье анализируются отдельные новеллы в указанной сфере общественных отношений: порядок образования земельных участков из публичных земель и процедуры последующего их предоставления.

Автором также рассматривается неизвестное ранее земельному праву и законодательству о градостроительной деятельности понятие «комплексное освоение территорий».

Земельный кодекс: практика применения по состоянию на 2018 год

Это означает, что, даже, лица, имеющие свидетельство о праве собственности на конкретный объект недвижимости, не смогут им распоряжаться в полной мере без обозначения в кадастровой карте, ранее обозначенного межевания.

March 1, 2015 varies widely with the legal regulation of granting of lot lands, being in State and municipal property. This article analyzes the individual novels in the sphere of social relations: the order of formation of plots of public land and the procedure followed for granting them.

The author also examines the previously unknown land law and the law on urban planning concept of «integrated development of territories».

Оформить постройку в собственность могут и те, кто получил землю во временное владение и пользование от государства для строительства. Приобретение постройки в собственность не должно противоречить закону или условиям договора. Скорректирован срок сноса и определен срок приведения самовольной постройки в порядок.

Процедура межевания ЗУ. На что обратить внимание при проведении работ. Риски приобретения ЗУ с неустановленными границами.

Изменения в земельном законодательстве затронут собственников, которые в своё время не зарегистрировали жилые и подсобные помещения, не воспользовались дачной амнистией. Теперь государство будет знать о любой постройке, находящейся на Вашем земельном участке, вплоть до сарая и небольших пристроек.

Собственник обязан подать документы в кадастровый орган и зарегистрировать все жилые и нежилые помещения. Наказанием за несоблюдение требований закона будет штраф.

Устанавливается, что самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом.

Снос или приведение в соответствие осуществляется лицом, возведшим самовольную постройку за свой счет.Как зарегистрировать право собственности на земельный участок Кадастровая регистрация участка земли связана с множеством нюансов, не учитывать которые вы не можете.

Причем уполномоченный орган после получения заявления о предоставлении земельного участка от одного из правообладателей в течение 30 дней направляет иным правообладателям подписанный проект договора аренды, которые обязаны его подписать в течение 30 дней со дня направления.

Источник: https://diparma.ru/nedvizhimost/1748-novelly-zemelnogo-zakonodatelstva-2018.html

Курс, семинар, тренингПоследние изменения в земельном законодательстве. Что год грядущий (2018) нам готовит?

Новеллы земельного законодательства 2018

Продолжительность:

1 день (7 часов)

Стоимость обучения:

9 250 р.
Добавить к сравнению Запросить информациюРаспечатать
(PDF)Отправить
на e-mail

Участникам будут описаны новеллы земельного законодательства, раскрыты особенности договорных отношений в сфере распоряжения земельными участками и иные вопросы, возникающие при использовании земельных участков, предоставлен анализ применения ответственности за нарушения земельного законодательства

Программа семинара:
Часть 1. Земельная реформа по состоянию на 2017 год.
– Новые правила кадастрового учета (федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).- Регулирование оборота земельных участков.- Регистрация прав на земельные участки.- Кадастровый учет земельных участков.

Оспаривание кадастровой стоимости.- Категории земель, установление принадлежности земельного участка к определенной категории земель (федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ).- Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.- Оценка земельных участков (федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 274-ФЗ).

– Совершенствование порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации (федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 354-ФЗ).- Правила установления охранных зон.- Линейные объекты.

– Внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ (федеральный закон № 373-ФЗ).- Лесная амнистия (федеральный закон № 280-ФЗ).- Дачная амнистия (федеральный закон № ФЗ №171-ФЗ).

– Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2016 № 385).

Часть 2. Договорные отношения в сфере распоряжения земельными участками и иные вопросы, возникающие при использовании земельных участков.– Виды прав на земельный участок.- Права собственников зданий и сооружений, жилых и нежилых помещений в отношении расположенного под ними земельного участка.- Обременение земельных участков.

– Земельный сервитут (федеральный закон № 136-ФЗ).- Порядок предоставления концессионеру земельных участков- Договоры в земельной сфере: аренда земельных участков; покупка-продажа земельных участков; безвозмездное пользование участками. Правовой анализ применяемых в настоящее время договоров и практики.- Аренда земельных участков.

– Аренда государственной или муниципальной земли.- Торги на право заключения договоров аренды и продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.- Платежи в земельной сфере. Земельный налог, арендная плата, выкуп земельных участков в собственность.

– Компенсации при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Часть 3. Ответственность за нарушения земельного законодательства.– Полномочия по осуществления земельного контроля (надзор).- Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства.

– Административное обследование объектов земельных отношений. Муниципальный земельный контроль.- Общественный земельный контроль.- Административные правонарушения земельного законодательства.- Ответственность за нарушение земельного законодательства. Санкции.

Штрафы за нарушения отдельных положений земельного законодательства, порядок их исчисления (Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).

– Особенности привлечения к ответственности за нарушения земельного законодательства.

Часть 4. Земельные споры– Споры, возникающие по поводу предоставления земельных участков.- Споры, возникающие в ходе осуществления прав на использование земли.- Споры, возникающие при изъятии земельных участков.

– Земельные споры, возникающие из негаторных (владельческих) исков.- Земельные споры, возникающие в связи с земельно-планировочными работами.

– Споры по поводу возмещения убытков, причиненных в ходе осуществления земельных правоотношений.

Практикум: Обзор судебной практики в сфере применения земельного законодательства за 2015-2017 гг. и разбор сложных ситуаций слушателей.

Время проведения: 10.00-17.00

Слушатели семинара получают комплект раздаточных материалов и сертификат об участии установленного образца.

В стоимость семинара включены обед и кофе-брейки.

Информация предоставляется по запросу.

Даты начала обучения не определены.

Источник: https://www.toptrening.ru/trainings/24911/

Новеллы в земельном законодательстве 2018

Новеллы земельного законодательства 2018

— практически моментальная регистрация прав в Росреестре по удостоверяемой нотариусом сделке с недвижимостью, при этом такая услуга будет бесплатной, т.е. она будет входить в состав единого нотариального действия;

— упрощенная практика создания удостоверенных электронных документов, их теперь будет возможно легко подписать простой электронной подписью в присутствии нотариуса, который своей квалифицированной подписью удостоверит электронный документ и придаст ему юридическую силу.

Еще одна новелла закона также связана с «электронным нотариатом» и открывает гражданам и предпринимателям новые уровни свободы и комфорта для создания и оборота юридически значимых электронных документов.

— сроке уплаты суммы обязательства, обеспечиваемого ипотекой (план погашения долга);

— предмете ипотеки;

— дополнительных условий;

— депозитарном учете закладной;

— выдаче электронной закладной взамен документальной закладной;

— электронных подписях.

Правилами заполнения форм электронной закладной, соглашения о внесении изменений в электронную закладную установлены, в частности:

— перечень разделов, подлежащих обязательному заполнению;

— требования к заполнению отдельных реквизитов электронных закладных.

Указывается, что закладная, соглашение о внесении изменений в форму электронной закладной предоставляется в виде XML-документа, созданного с использованием XML-схем и обеспечивающего считывание и контроль представленных данных.

Начало действия Приказа — 14.08.2018.

9.

Арендодатель не вправе отказать во внесении указанных изменений в такой договор. Данный срок определяется в соответствии с соглашением об осуществлении публичного сервитута независимо от срока, установленного пунктом 8 настоящей статьи.

Одновременно закрепляется, что публичный сервитут не может быть установлен в отношении земельных участков, предоставленных гражданам для ИЖС, ведения садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, за исключением случаев необходимости его установления для подключения к инженерным сетям объектов, расположенных на указанных земельных участках.

Заявление подается в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Относительно формата заявлений установлено, что они представляются в орган регистрации прав в виде XML-документа, созданного с использованием XML-схем и обеспечивающего считывание и контроль представленных данных.

Документы, представляемые с заявлением о погашении регистрационной записи об ипотеке, представляются в формате XML-документов, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных, в виде файлов PDF.

Начало действия Приказа — 17.08.2018.

8.

Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 340-ФЗ)

Федеральный закон направлен на совершенствование законодательства в сфере ИЖС, государственного строительного надзора, экспертизы проектной документации, сноса объектов капитального строительства и самовольных построек

Федеральным законом, в частности:

— уточняется определение объекта ИЖС.

Теперь согласно п.39 ст.

1 объект индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС) – это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Федерального закона.

В случае если уполномоченным органом государственной власти и местного самоуправления выносится уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности (далее – уведомление о несоответствии построенного объекта), то в течение 7 дней с момента поступления от застройщика уведомления об окончании строительства, такие органы должны направить копию уведомления о несоответствии построенного объекта в орган регистрации прав.

В перечень оснований для приостановления (ч.1 ст.

Перед обращением к геодезистам соберите пакет документов, состоящий из:

  • паспорта;
  • доверенности (при обращении в геодезическую компанию не собственника имущества, а его представителя);
  • правоустанавливающие документы, то есть, документы, подтверждающие переход права собственности от одного лица к другому;
  • кадастровый план или кадастровая выписка на земельный участок;
  • документы на имущество, дополнительно требующиеся для регистрации кадастром земельного участка или выписку из БТИ, в случае отсутствия имущества кроме земли.

Кадастровую выписку и паспорт закажите онлайн через официальный сайт Росреестра.

1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 330-ФЗ «О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации»

Получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно.

По мнению законодателя, указанные изменения, внесенные в Градостроительный кодекс РФ, позволят упростить порядок государственной регистрации сетей газораспределения, что актуально при строительстве сетей газораспределения в рамках исполнения обязательств по договорам подключения (технологического присоединения), так как это снизит сроки осуществления мероприятий и их стоимость.

Начало действия Федерального закона — 14.08.2018

2.

Уведомления и запрос направляются в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Уведомление об обездвижении документарной закладной и уведомление о получении обездвиженной документарной закладной при передаче из другого депозитария также направляются по адресу электронной почты органа регистрации.

Также утвержден порядок передачи на хранение органом регистрации прав электронной закладной, направления соглашения об изменении условий электронной закладной в депозитарий, осуществляющий хранение электронной закладной.

Приказ вступает в силу с 14.10.2018

10.

В случае, если вы постановили на государственный учет кадастра свою недвижимость, однако, не узаконили ее границы, то вам все равно придется проходить процедуру межевания. Поэтому сразу узаконивайте все процедуры по межеванию, а потом передавайте все отмеченные данные в Росреестр.

Без межевания регистрации Росреестру подлежат только лишь следующие участки земли:

  • если земельный участок предназначен для личного, подсобного хозяйства, садоводства или индивидуального гаражного или жилищного строительств;
  • если у вас в наличии есть документы, выданные вам ранее без необходимости межевания;
  • если право возникает у вас в случае переоформления права бессрочного пользования участком земли.

Однако, необходимо отметить, что данные основания выступает в качестве исключений только до 01.01.2018.

Источник: http://advokatblog.su/novelly-v-zemelnom-zakonodatelstve-2018/

Изъятие земельных участков у граждан: новый порядок – новые проблемы?

Новеллы земельного законодательства 2018

В некоторых случаях принадлежащий гражданину земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд.

Речь идет о ситуациях, когда именно в месте нахождения участка необходимо, например, проложить трассу федерального или регионального значения или протянуть линии электропередач (ст. 49 Земельного кодекса РФ).

При этом государство обязано возместить собственнику изымаемого участка его рыночную стоимость, понесенные убытки и упущенную выгоду. 

1 апреля вступил в силу закон, в котором содержатся изменения существующего ранее порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ).

Если прежде в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм, определяющих процедуру изъятия земельных участков, то теперь в нем появилась целая глава, посвященная данному вопросу (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ).

Государство аккумулировало опыт изъятия земельных участков, полученный при застройке Новой Москвы, организации Олимпиады в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке.

Для реализации этих проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земель.

Теперь этот опыт распространен на всех участников земельных отношений, и, например, при строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань и развитии транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

Основания изъятия земельного участка 

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ознакомиться с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите “Изменения в документе”, а в нем – “Обзор изменений”.

Как и до поправок, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления (п. 3 ст. 279 ГК РФ).

Но с 1 апреля в Земельном кодексе РФ появилась новелла – теперь данные органы могут принять решение об изъятии не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Перечень таких организаций впоследствии будет определен Правительством РФ.

При этом ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ). Эта поправка вызывает у экспертов опасения.

Так, специалист по недвижимости и земельным отношениям юридической фирмы “Тимофеев/Черепнов/Калашников” Мария Горина опасается, что нововведение может привести к смещению баланса интересов с граждан в сторону крупных компаний, в собственность которых перейдет земельный участок, и ущемить интересы правообладателей.

Это действительно может произойти, поскольку перечень оснований для отказа в удовлетворении ходатайства носит формальный характер (отсутствие схемы расположения участка, обращение к органу, который не уполномочен решать этот вопрос и т. п.) и при этом является закрытым (п. 9 ст. 56.4 Земельного кодекса РФ).

Выявление правообладателей изымаемого земельного участка 

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит.

Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков.

Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Партнер юридической фирмы “АВЕЛАН” Сергей Казинец замечает, что законом не определены последствия игнорирования госорганом своей обязанности сделать запросы о розыске собственников изымаемого участка.

“Есть вероятность, что подобные нарушения не будут рассматриваться как безусловное основание для признания недействительным решения об изъятии”, – предполагает Сергей Казинец. Скорее всего, в этом случае будет действовать общее правило: владельцы земли, которые не были выявлены до ее изъятия, смогут потребовать только компенсации за участок за счет средств бюджета или за счет средств организации, которой он был передан. Возможность возврата земли при этом исключена (п. 11 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Юрист девелоперской компании “Сити-XXI век” Василий Шарапов предупреждает, что у граждан, чьи участки были оформлены в собственность до 1998 года [года вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. – Ред.], могут возникнуть проблемы.

“Сведения по таким объектам в государственных реестрах не значатся, поэтому выявить правообладателей этих участков будет сложно. Исключение составляют лишь земельные участки, собственники которых сами заявили о них в Росреестр (например, если такая недвижимость была объектом сделок, требующих совершения акта государственной регистрации).

В случаях, если правообладатели участков так и не будут найдены, новое законодательство предоставляет властям возможность признать право публичной собственности на такую недвижимость в судебном порядке.

После удовлетворения искового требования мы получим юридический казус – на одну недвижимую вещь будут претендовать два собственника”, – рассуждает Василий Шарапов.

Все эксперты портала ГАРАНТ.РУ сошлись во мнении, что собственникам земли, права на которую были оформлены до 1998 года, стоит проверить наличие сведений о праве на земельный участок в ЕГРП. Для этого гражданин может направить запрос в Росреестр о правах на имеющиеся у него объекты недвижимости.

Сделать это можно лично, через представителя, почтовым направлением (в этом случае подпись заявителя и верность копий прилагаемых документов должны быть удостоверены нотариально), через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр, а также путем заполнения формы на сайте Росреестра. В последнем случае за запрос необходимо будет заплатить 250 руб.

, во всех остальных – от 500 (если запрос охватывает один округ) до 1500 руб. (51 и более округов) (приказ Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г. № 650, приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2012 г. № 58).

Ответ ведомство должно дать в течение пяти рабочих дней с момента поступления запроса – причем как в виде бумажного документа, так и в электронной форме по выбору гражданина, о чем необходимо указать в запросе (п. 2, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г.

№ 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Если регистрация прав по каким-либо причинам затруднительна, необходимо регулярно изучать официальный сайт своего муниципалитета, на котором размещаются документы территориального планирования и проекты планировки территории, а также сайт региона.

При своевременном получении информации о предстоящем изъятии правообладатель сможет в срок подать заявление об учете прав на земельные участки (подп. 4 п. 5 ст. 56.

5 Земельного кодекса РФ), а также оспорить в дальнейшем действия властей, если это понадобится.

Решение об изъятии земельного участка 

После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п. 4 ст. 56.

6 Земельного кодекса РФ). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая.

В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе “электронки” – то со дня опубликования решения об изъятии).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Цена изъятого земельного участка 

На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”).

При этом возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода.

В случае, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, также не будет возмещена (п. 2, п. 8 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости. 

Соглашение об изъятии недвижимости 

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества.

Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Собственник изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо в организацию, которая ходатайствовала об изъятии (п. 8 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Если же владелец земли не согласен с условиями соглашения, он может отказаться от его подписания или представить альтернативные предложения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.

Например, это может быть договор купли-продажи, в котором содержатся сведения о цене, если участок был приобретен недавно. А коммерческий директор холдинга Кирилл Упатов советует в подобных ситуациях проводить независимую оценку стоимости земли и прикладывать к предложениям ее результаты.

Партнер компании “Найдем Адвоката” Снежана Мальфанова напоминает, что правообладатель проводит такую экспертизу самостоятельно и за собственный счет.

Если уполномоченный орган согласится с этими доводами, размер возмещения может быть увеличен – правда, если изъятие проводится по ходатайству организации, орган должен будет согласовать это изменение с ней (п. 11 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

В случае, если правообладатель изымаемой недвижимости не подписывает проект соглашения об изъятии более 90 дней со дня его получения, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Рассмотрев представленные сторонами доводы, суд решит, проводить принудительное изъятие участка или нет. Напомним, ранее собственник должен был быть уведомлен о предстоящем изъятии участка не менее чем за год. В новой редакции Земельного кодекса РФ это правило отсутствует.

Таким образом, с 1 апреля срок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд сократился в четыре раза.

Безусловно, теперь масштабные проекты будут реализовываться быстрее. Однако эксперты подчеркивают, что в результате поправок баланс интересов сместился в сторону государства.

“Граждане и ранее сталкивались с изъятием как с неким фактом, с которым уже нельзя ничего нельзя сделать.

С упрощением процедуры и уменьшением сроков согласования положение собственников может стать еще хуже”, – предостерегает Сергей Казинец.

***

В настоящее время практика изъятия земель по новым правилам еще не сложилась, однако редакция портала ГАРАНТ.РУ будет следить за ее развитием.

Источник: http://www.garant.ru/article/621824/

Территория советов
Добавить комментарий