Кому выделяют соц работника по уходу за инвалидами

В россии начали действовать новые правила социального обслуживания

Кому выделяют соц работника по уходу за инвалидами

Помогут всем

Право на помощь соцработника теперь имеют те, у кого есть обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизни. Это люди, полностью или частично потерявшие возможность сами себя обслуживать, передвигаться. И не важно, почему это произошло – в силу травм, заболеваний или возраста.

Депутаты предложили ограничить наценки на социально значимые товары

Семьи, где есть инвалиды любого возраста, нуждающиеся в постоянном уходе, в том числе дети-инвалиды или дети, испытывающие трудности в социальной адаптации. А также семьи, где есть конфликты, насилие, зависимые члены семьи – наркоманы, алкоголики, игроманы. Попадут под социальную опеку и семьи, где есть психически больные.

Право на помощь соцработника получили и люди без определенного места жительства.

В том числе это касается ребят до 23 лет, вышедших в большую жизнь из детских домов и интернатов, не имеющих работы и средств к существованию. Могут быть и другие обстоятельства, ухудшающие жизнь россиян.

Какие именно, установят регионы. Попадаете ли вы в число тех, кому положен соцработник, можно уточнить в органах соцзащиты в родном городе.

Свободный выбор

Социальные службы будут приходить на помощь только к тем, кто сам их об этом попросит, напишет соответствующее заявление в органы соцзащиты.

Социальные услуги будут оказываться на основании договора, который будет заключаться между человеком и организацией, которая будет их оказывать.

И еще крайне важный момент – никто больше не будет навязывать человеку то или иное учреждение. Он сам сможет выбрать организацию, которая будет его обслуживать.

И юрист, и повар, и агент

Впервые социальные работники будут не просто приходить к нуждающимся, чтобы подмести им пол или купить продукты. Теперь социальный работник будет буквально сопровождать своего клиента. Для каждого составят индивидуальную программу, в которой будет четко расписано, какие услуги нужны человеку, их объем, периодичность, условия, сроки. И помощь будет оказываться по составленному плану.

Если в семье плохая обстановка, есть зависимые люди и родителям или детям нужна помощь психолога, нарколога или другого специалиста, соцработник окажет содействие с организацией подобной услуги.

Кроме того, соцработник теперь будет помогать в вопросах занятости, трудоустройства, переобучения, в решении юридических вопросов, медицинских, с оформлением любых документов, в том числе пособий, с приобретением технических средств реабилитации, в том числе инвалидных колясок. И даже с установкой в квартире поручней, если они необходимы жильцу. Естественно, один человек не способен быть специалистом столь широкого профиля. Поэтому роль социального работника – быть связующим звеном между подопечным и организацией, в помощи которой он нуждается.

Негосударственная помощь

Впервые законодательно предусмотрена возможность оказания соцуслуг негосударственными организациями – общественными структурами, индивидуальными предпринимателями, представителями малого и среднего бизнеса.

Сейчас в регионах формируются реестры поставщиков и регистры получателей социальных услуг.

Это значит, в Интернете на сайте органов власти, отвечающих за соцработу на территории, появятся списки организаций, к которым можно обратиться за предоставлением соцуслуг.

Стоит отметить, что это очень распространенная мировая практика. В Европе очень многие соцуслуги оказывают частные компании. А оплачивает их работу государство. И это считается правильным. Ведь для того, чтобы получить транш из бюджета, организация должна делом доказать, что она лучше других способна заботиться о социально незащищенных людях. В итоге – все довольны.

И те, кому эти услуги оказываются, и люди, которые это делают. В России теперь будет внедряться аналогичная практика – впервые в этом году из федерального бюджета будет выделено 160 млн рублей на субсидирование бизнес-проектов по строительству домов престарелых. Также для организаций, работающих в сфере соцобслуживания, установлена нулевая ставка налога на прибыль.

Предусматривает закон о соцобслуживании и развитие практики благотворительной деятельности, распространение волонтерства. Волонтеры – люди, помогающие другим бескорыстно.

За что платим

Совсем беcплатно будут помогать несовершеннолетним детям, тем, кто пострадал в результате чрезвычайных ситуаций или вооруженных межнациональных конфликтов. А также всем остальным нуждающимся, если их доходы ниже 1,5 прожиточного минимума в регионе.

То есть если прожиточный минимум в субъекте установлен на уровне 8 тысяч рублей в месяц, а доход подопечного социальных служб, скажем, 11,5 тысячи – он имеет право получать соцуслуги бесплатно.

А вот если он получает на тысячу больше, например 12,5 тысячи рублей, то за некоторые услуги ему придется доплачивать.

Впрочем, регионы могут установить и свою планку и сделать соцобслуживание бесплатным и для тех, кто имеет более высокий доход. Это могут быть ветераны войны, заслуженные деятели или почетные граждане. Если они раньше получали услуги бесплатно, то новый закон не ухудшит их положение: все прежние льготы останутся.

Цены на социальные услуги регионы будут устанавливать сами. Но высокими они быть не должны уже хотя бы потому, что у них невысокая себестоимость. Кроме того, некоторые категории будут платить меньше в зависимости от своих доходов.

Например, одинокая мама заплатит не больше 50% разницы между ее доходом и 1,5-кратным размером прожиточного минимума. Если доход превышает минимум в десятки раз, то для этого человека может быть и полная оплата услуги.

Если он чуть-чуть превышает прожиточный минимум, то оплата будет небольшой.

Источник: https://rg.ru/2015/01/22/soczashita.html

Кто имеет право на помощь социального работника? Как получить такие услуги?. Новости. Первый канал

Кому выделяют соц работника по уходу за инвалидами

Честный, внимательный социальный работник для подопечных почти что родственник. И дело не только в помощи по хозяйству, но и в доверительных беседах, без которых жизнь одиноких, немощных людей была бы просто невыносима. Георгий Олисашвили прошёлся с сотрудницей собеса по домам стариков.

Вообще-то, они встречаются часто. Соцработник Ангелина Рассолова три раза в неделю навещает одинокую пенсионерку. У Александры Семенец недавно умерла дочь, а внук уехал в Москву. Помощников не осталось и, разменяв девятый десяток, женщина была вынуждена обратиться в центр соцзащиты. С Ангелиной они быстро нашли общий язык.

Это ее работа – справляться и помогать справляться другим. В социальные работники Ангелина попала случайно, через центр занятости. Ее сразу предупредили: работа тяжелая, придется общаться с теми, у кого уже не осталось ни надежды, ни сил.

Александра Зарубина, директор центра социального обслуживания Заводского района: “Пока человек еще каким-то образом может себя обслужить, ему не нужен социальный работник. Он сам справляется. А когда он уже не может сам справиться, он сам обращается или мы его находим”.

На каждого клиента – так соцработники называют своих подопечных – заполняется подробная анкета. Личные данные, увлечения, кому какая помощь нужна. У Ангелины таких анкет – шесть. Было бы больше, но ездить далеко: ее клиенты живут на окраине города.

Она давно привыкла ходить быстро. Ведь для тех, кто ждет, социальный работник – не просто доверенное лицо.

Ангелина Рассолова: “Некоторые делятся такими сокровенными вещами, что вот никогда не скажут соседке, а социальному работнику скажут”.

Елена Щербакова диктует Ангелине письмо для родственницы из Курска. О том, что осталась одна и уже не ходит, просит не писать. Вся домашняя работа теперь, как неподъемный груз. И если бы не соцработник, дом Елены Петровны, замело бы по самые окна.

Отвлечься от работы не получается даже дома, где трехлапый кот Лапик, когда-то найденный на рельсах, тоже как благодарный клиент. С остальными подопечными Ангелины в ее семье знакомы заочно, но хорошо.

Екатерина Летунова, дочь: “Ее подопечные ей, как родные. Это правда, я знаю все истории про них. Переживает за них, как за родных, мы все переживаем вместе. Это наши новые родственники”.

13 лет она помогает людям не доживать, а жить. Готовит, стирает, убирает. Но чаще всего сидит рядом и слушает. Сопереживать – это главное профессиональное качество, считает Ангелина.

Тем, кто отвечает перед совестью, подопечные посвящают стихи и песни. В такие моменты, говорит Ангелина, кажется, что если и бывают на свете одинокие люди, то уж точно не в этом доме и не в этой квартире.

Ведущий: Так что же не по доброй воле, а по закону обязан делать социальный работник, пояснит заместитель руководителя департамента соцзащиты Москвы Павел Каминский. Кому полагается такая помощь, решает каждый регион самостоятельно, или есть некий федеральный список льготных категорий?

Гость: В принципе у нас есть федеральное законодательство, которое определяет общие правила и нормы, при которых граждане получают те, или иные виды социального обслуживания и каждый субъект Российской Федерации принимает свои нормы и это тоже закон.

Услуги социальных работников предоставляются тем гражданам, которые в силу возраста, ну, прежде всего, тех, кто достиг пенсионного возраста для мужчин 60 лет, для женщин 55 лет, или стал инвалидом, не могут самостоятельно себя обслуживать и находятся на таком проживании отдельном.

Ведущий: Каков порядок? Как получить такую помощь?

Гость: Для того, чтобы получить необходимые услуги, человек должен обратиться с заявлением в органы социальной защиты, конкретно в центр социального обслуживания.

Это заявление рассматривается, и одновременно комиссия проверяет есть ли все необходимые условия для того, чтобы социальный работник был предоставлен конкретному человеку.

Нужно, чтобы было удостоверено, что человек не может сам себя обслуживать, или у него значительно снижается способность.

Ведущий: Справка какая-то от врача? Он сам ее должен получить?

Гость: Ему помогут органы социальной защиты все необходимые документы ему оформят.

Далее необходима справка из жилищных органов по месту жительства, которые подтвердят, что он проживает отдельно, или он одинокий.

Комиссия может отказать в предоставлении таких услуг, если у человека есть некоторые медицинские противопоказания. Инфекционные заболевания, по определенному списку, в частности заболевание туберкулезом.

Ведущий: А нуждающийся человек должен сам придти в собес с заявлением? Он, допустим, инвалид, он может по телефону сказать: вы придите, я вам напишу заявление, там какие-то справки вы сами соберете.

Гость: К нему выходит на дом социальный работник или представитель органов социальной защиты, у нас есть база данных и в каждом конкретном случае мы оказываем необходимое содействие с тем, чтобы максимально облегчить возможность человека воспользоваться этими услугами.

Ведущий: Какие услуги бесплатно можно получить в случае если это необходимо?

Гость: Помощь в приготовлении пищи. Если говорить о других услугах, то наиболее популярные востребовано это услуги, связанные с санитарно-гигиеническими и медицинскими и социально-медицинскими услугами на дому.

Существует еще достаточно большой перечень услуг, которые связаны с содействием в предоставлении гражданину, который находится дома и не может по каким-либо причинам выйти из квартиры, различных услуг, связанных с его коммуникацией. Практически со всей жизнью, которая окружает человека.

Вот, социальный работник, этот тот помощник, который обеспечивает, вот, такой контакт с окружающим миром.

Ведущая: Часто мы слышим, что мошенники выдают себя за соцработников. Как людям пожилым, не слишком внимательным отличить настоящего от фальшивого?

Гость: Даже если есть хоть какое-то малейшее сомнение. Тот ли человек вам позвонил, зменился ли у него тембр голоса, кашляет ли он, чихает ли – не важно, снимите, пожалуйста, трубку, позвоните в центр. И вам точно скажут, вышел ли к вам на дом социальный работник или не вышел.

Источник: https://www.1tv.ru/news/2010-02-26/153954-kto_imeet_pravo_na_pomosch_sotsialnogo_rabotnika_kak_poluchit_takie_uslugi

Социальное обслуживание |

Кому выделяют соц работника по уходу за инвалидами

В структуре территориальных центров социального обслуживания населения    (далее – центры) области действуют 23 отделения социальной помощи на дому.

Деятельность отделений социальной помощи на дому является одной  из наиболее востребованных и направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычных домашних условиях и поддержание  их  социального,  психологического и  физического    статуса. В отделениях социальной помощи на дому работает более 2,5 тысяч социальных работников.

Согласно Перечню бесплатных и общедоступных социальных услуг   государственных учреждений социального обслуживания с нормами и нормативами обеспеченности граждан этими услугами, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь  от 27 декабря 2012 г. № 1218 (далее – Перечень), центрами нетрудоспособным гражданам оказываются следующие виды социальных услуг:

  • консультационно-информационные;
  • социально-бытовые;
  • социально-педагогические;
  • социально-посреднические;
  • социально-реабилитационные.

Социальные услуги предоставляются нетрудоспособным гражданам согласно договору, заключаемому в соответствии с действующим законодательством, при наличии медицинских показаний и (или) отсутствии медицинских противопоказаний.

Порядок и условия оказания центрами социальных услуг регламентированы Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются нетрудоспособным гражданам на условиях оплаты (полной или частичной), так и безвозмездно.

Право на бесплатное социальное обслуживание на дому имеют малообеспеченные одинокие нетрудоспособные граждане, среднедушевой доход которых ниже 100 % бюджета прожиточного минимума (далее – БПМ) в среднем на душу населения, действующего на дату подачи заявления  об оказании социальных услуг (с 01.02.2019 БПМ утвержден в размере 216,90 рублей).

На условиях частичной оплаты социальные услуги получают одинокие нетрудоспособные граждане, среднедушевой доход которых не превышает 200% БПМ (433,80 рублей). Размер частичной оплаты составляет:  для нетрудоспособного гражданина – 60% тарифа на социальные услуги; для нетрудоспособной семьи – 50% тарифа для каждого члена семьи.

Иным нетрудоспособным гражданам социальные услуги на дому предоставляются на условиях полной оплаты. Для нетрудоспособной семьи размер полной оплаты составляет 80% тарифа для каждого члена семьи.

Оказание социальных услуг, предусмотренных Перечнем, свыше установленных норм и нормативов обеспеченности граждан этими услугами, а также услуг, не предусмотренных Перечнем, осуществляется на возмездной основе (на условиях полной оплаты).

Решением Минского областного исполнительного комитета от 7 августа 2017 г. № 646 «Об установлении тарифа на социальные услуги, предоставляемые территориальными центрами социального обслуживания населения», с 1 октября 2017 г.

установлен тариф на социальные услуги, входящие в Перечень, в размере 0,65 рублей за час.

Периодичность посещения социальным работником нетрудоспособных граждан, обслуживаемых на условиях частичной либо полной оплаты, устанавливается по желанию гражданина на основании договора, определяющего виды и объем предоставляемых услуг.

 Для нетрудоспособных граждан, получающих социальные услуги без оплаты периодичность посещения установлена с учетом их критерия жизнедеятельности (ограничение способности к самообслуживанию),  для граждан имеющих  функциональный класс 2 (далее – ФК) — 2 раза  в неделю, для ФК 3 – 3 раза  в неделю, для ФК 4 – 4 раза в неделю.

За предоставлением социальных услуг в форме социального обслуживания на дому нетрудоспособным гражданам необходимо обращаться в центр по месту жительства с предоставлением следующих документов:

  • письменное заявление (установленной формы);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ установленного образца о праве на льготы (удостоверение инвалида, ветерана Великой Отечественной войны и т.п.) для граждан, относящихся к категории пользующихся льготами;
  • медицинскую справку о состоянии здоровья, содержащую информацию о наличии медицинских показаний и (или) отсутствии медицинских противопоказаний для оказания услуг в форме социального обслуживания на дому.

Работники центра в течение трех рабочих дней со дня обращения проводят обследование материально-бытового положения гражданина с составлением  акта обследования материально-бытового положения и запрашивают у государственных органов и иных организаций:

  • сведения о размере получаемой пенсии за месяц, предшествующий месяцу обращения – для одиноких нетрудоспособных граждан;
  • справку о месте жительства и составе семьи;
  • сведения об отсутствии ухода за гражданином, обратившимся за оказанием социальных услуг, лицом, получающим пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста.

Решение о заключении договора оказания социальных услуг  принимается руководителем центра в течение 5 рабочих дней после получения последнего необходимого для оказания социальных услуг документа (сведений).

_____________

Отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста предназначены для оказания гражданам пожилого возраста, сохранившим (полностью или частично) способность к самообслуживанию и передвижению, консультационно-информационных, социально-бытовых, социально-педагогических и социально-посреднических услуг.

Основные направления деятельности:

  • обеспечение дневного присмотра за нуждающимися пожилыми гражданами;
  • содействие в получении консультативной медицинской помощи специалистов соответствующих организаций здравоохранения;
  • организация досуга и создание условий, способствующих общению и поддержанию активного образа жизни пожилых граждан путем проведения культурно – массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий, организации кружков и клубов по интересам, в том числе по месту жительства граждан и на возмездных условиях, а также за счет привлечения внебюджетных или спонсорских средств и использования труда волонтеров.

_____________

Услуги дневного присмотра осуществляются на безвозмездной основе, и включает в себя: предоставление консультационных услуг медицинского работника, необходимые социально-бытовые услуги, консультационно-информационные, социально-психологические, социально-посреднические, социально-реабилитационные услуги, организацию досуга пожилых граждан (добровольцы-волонтеры из числа пожилых граждан, посещающих отделение на постоянной основе, помогают организовать пребывание и досуг лицам, пользующихся услугой дневного присмотра).

_____________

На базе  центров работают 24 отделения дневного пребывания для инвалидов (далее – ОДПИ).

Право на получение услуг в форме полустационарного обслуживания в ОДПИ имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, завершившие освоение содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, что подтверждено свидетельством о специальном образовании; инвалиды I или II группы.

Для зачисления в ОДПИ гражданин предоставляет следующие документы:

  • заявление установленной формы;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, установленного образца о праве на льготы (удостоверение инвалида, ветерана Великой Отечественной войны и т.п.) для граждан, относящихся к категории пользующихся льготами;
  • медицинская правка о состоянии здоровья;
  • сопроводительные документы из центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – для выпускников центров.

Для трудовой реабилитации и социальной адаптации в отделениях   функционируют реабилитационно-трудовые мастерские,  кружки (клубы) по интересам, деятельность в которых организуется   с учетом индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

_______________

На безвозмездной основе в форме социального обслуживания на дому, нестационарного и срочного социального обслуживания предоставляются услуги сопровождаемого проживания:

лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в адаптации к условиям быта и трудовой деятельности, подготовке к самостоятельной жизни вне стационарных учреждений;

помощника по сопровождению инвалида 1 группы  с нарушением опорно-двигательного аппарата и (или) по зрению  (оказываются в форме нестационарного и срочного социального обслуживания не более 40 часов в месяц в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или заключением врачебно-консультационной комиссии);

ассистента инвалида  I и  II группы с умственными нарушениями (не более 60 часов в месяц в соответствии в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или заключением врачебно-консультационной комиссии);

переводчика жестового языка (не более 36 часов в год в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или заключением врачебно-консультационной комиссии).

___________

Услуги сиделки предоставляются нетрудоспособным гражданам утратившим способность к самообслуживанию и передвижению в форме социального обслуживания на дому на возмездной основе (на условиях частичной или полной оплаты) согласно медицинским показаниям, которые определяются учреждениями здравоохранения.

На условиях частичной оплаты: малообеспеченным одиноким нетрудоспособным гражданам, среднедушевой доход которых ниже 100 % бюджета прожиточного минимума. Размер частичной оплаты для нетрудоспособного гражданина составляет 60 процентов тарифа на социальные услуги, для нетрудоспособной семьи – 50 процентов тарифа на социальные услуги для каждого члена семьи.

На условиях полной оплаты: нетрудоспособным гражданам, за исключением малообеспеченных одиноких нетрудоспособных граждан. Нетрудоспособной семье размер полной оплаты составляет по 100% тарифа на социальные услуги для каждого члена семьи.

____________

Услуги няни на безвозмездной основе оказываются:

  • неполным семьям, воспитывающим ребенка-инвалида (детей-инвалидов) в возрасте до 4 лет и семьям, воспитывающим двоих и более детей-инвалидов (один из которых в возрасте до 4 лет) (не более 20 часов в неделю);
  • семьям, воспитывающим двоих детей, родившихся одновременно (не более 20 часов в неделю до достижения ребенка возраста 3 лет);
  • семьям, воспитывающим троих  и более детей, родившихся одновременно (не более 40 часов в неделю до достижения детьми возраста 3 лет).
  • Иным семьям, воспитывающим ребенка-инвалида (детей-инвалидов), например, воспитывающим   ребенка-инвалида в возрасте от 4-х до 18 лет, услуги няни оказываются на условиях полной оплаты (100% тарифа на социальные услуги, т.е. 0,65 рублей в час).
  • семьям, в которых оба родителя либо родитель в неполной семье являются инвалидами 1 или 2 группы, услуги няни предоставляются на возмездной основе (не более 20 часов в неделю до достижения детьми возраста 4 лет).

Услуги няни не предоставляются в случае, если:

  • ребенок (ребенок-инвалид) является воспитанником учреждения, обеспечивающего получение дошкольного образования;
  • ребенок-инвалид обучается в учреждении образования (за исключением получения образования на дому);
  • предоставляются услуги в форме полустационарного социального обслуживания, а также услуга социальной передышки;
  • уход за ребенком-инвалидом (детьми-инвалидами) с получением пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет осуществляет другое лицо, не являющееся родителем (законным представителем).

Во всех центрах области функционируют салоны «Милосердие», которые представляют собой специально оборудованные отдельные помещения центра, предназначенные для сбора, хранения и выдачи нуждающимся гражданам (семьям) одежды, обуви, продуктов питания, гуманитарной помощи и других предметов первой необходимости.

В целях обеспечения нуждающихся граждан техническими средствами социальной реабилитации в центрах созданы пункты проката средств социальной реабилитации, предназначенные для хранения и выдачи нуждающимся гражданам технических средств социальной реабилитации. Данная помощь оказывается при необходимости в соответствии с рекомендациями медико-реабилитационной экспертной комиссии или заключением врачебно-консультационной комиссии.

___________

Отделение социальной адаптации и реабилитации предназначено для оказания гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействия в восстановлении способности к жизнедеятельности в социальной среде.

Для предоставления услуг временного приюта лицам, оказавшимся в   кризисном  состоянии, созданы специально оборудованные отдельные помещения «кризисные» комнаты.

«Кризисная» комната – специально оборудованное помещение, оснащенное необходимой мебелью и инвентарем (шкаф, диван, кровать, стол, стулья, постельные принадлежности, посуда и др.). В «кризисной» комнате имеется возможность размещения матери с детьми.

Основанием для помещения является письменное заявление гражданина.

Помощь пострадавшим предоставляется бесплатно на основании принципов конфиденциальности, добровольности, анонимности. Питание, приобретение лекарств, средств личной гигиены производится за счет личных средств граждан.

____________

Консультации психологов проводится бесплатно и анонимно.

ПОЛОЖЕНИЕ о социальном обслуживании в замещающей семье.

Источник: https://ktzszmoik.gov.by/adresnaya-socialnaya-pomoshh/socialnaya-zashhita-socialno-uyazvimy

Права и обязанности в связи с уходом за нуждающимся (подопечным)

Кому выделяют соц работника по уходу за инвалидами

*фото носит иллюстративный характер*

Социальное обслуживание осуществляется в отношении граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. (ст. 28 Закона Республики Беларусь от 22.05.2000 г. «О социальном обслуживании)

Трудная жизненная ситуация — обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно ухудшающее условия жизнедеятельности либо представляющее опасность для жизни и (или) здоровья гражданина, последствия которого он не в состоянии преодолеть самостоятельно. (ст. 1 вышеуказанного Закона).

Обстоятельством, по которому гражданин может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации, является, в том числе, наличие в семье инвалида, в том числе ребенка-инвалида, ребенка с особенностями психофизического развития, а также ограничение способности к самообслуживанию и (или) самостоятельному передвижению (ст. 28 вышеуказанного Закона).

Существуют различные модели ухода за пожилыми людьми, людьми с инвалидностью, подопечными и др., регламентированные действующим законодательством Республики Беларусь.

Уход за инвалидом 1-й группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста

Лицо, осуществляющее постоянный уход за инвалидом 1-й группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, имеет право претендовать на получение соответствующего государственного пособия. Порядок его назначения регулируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1149 от 06.09.2006 г.

Под термином «постоянный уход» понимается помощь других лиц для осуществления одной или нескольких нерегулируемых насущных потребностей (личная гигиена, одевание, прием пищи, осуществление физиологических отправлений и другие), нуждаемость в удовлетворении которых возникает один и более раз в сутки. Такие виды помощи, как доставка продуктов, дров, покос травы, обработка огорода, поход в аптеку и магазин не относятся к термину «постоянный уход».

Если человек самостоятельно способен осуществлять прием пищи, мыться, одеваться, ходить в туалет, то скорее всего в назначении пособия будет отказано и за родственником закрепят социального работника, который будет помогать решать бытовые вопросы (сходит в магазин, приберет в квартире). В тех случаях, когда требуется помощь в покупке продуктов питания, лекарственных средств, оплате коммунальных услуг и т.д., может быть оказана помощь социальным работником отделения социальной помощи на дому ТЦСОН.

Право на такое пособие имеют лица, осуществляющие постоянный уход:

— постоянно проживающие на территории республики граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства.

— достигшие 16 лет, но не старше 65 лет — мужчины, 60 лет — женщины,

— неработающие,

— не являющиеся индивидуальными предпринимателями,

— не обучающиеся в учреждениях образования в дневной форме получения образования,

— не получающие пенсии, пособия по безработице, ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе.

Необходимо подтвердить, что человек нуждается в постоянном уходе. Такое заключение врачебно-консультационной комиссии о нуждаемости лица, достигшего 80-летнего возраста, в постоянном уходе выдают больница, госпиталь, медико-санитарная часть, диспансер, поликлиника.

Для назначения пособия нужно подать следующие документы в управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета, управление (отдел) социальной защиты местной администрации района в городе по месту жительства (месту пребывания) нетрудоспособного гражданина:

— заявление,

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность,

— трудовая книжка заявителя,

— медицинская справка о состоянии здоровья заявителя, подтверждающая отсутствие психиатрического и наркологического учета,

— заключение врачебно-консультационной комиссии о нуждаемости лица, достигшего 80-летнего возраста, в постоянном уходе — в случае назначения пособия по уходу за лицом, достигшим 80-летнего возраста.

Назначение пособия производится Комиссией по назначению пенсий районного (городского) исполнительного и распорядительного органа (далее — Комиссия) по месту жительства (месту пребывания) нетрудоспособного гражданина. Комиссией устанавливается факт осуществления ухода за нетрудоспособным гражданином на основании сведений, содержащихся в акте обследования.

В акте обследования указываются сведения об осуществлении ухода, полученные путем опроса лиц (соседей, родственников и других) под их личную подпись, и производится запись о подтверждении нетрудоспособным гражданином осуществления за ним ухода под его личную подпись (при невозможности нетрудоспособного гражданина подписаться вследствие состояния здоровья в акте обследования указывается причина отсутствия его подписи).

            Осуществление ухода предполагает совместное фактическое проживание либо проживание в одном населенном пункте (городе, поселке городского типа, сельском населенном пункте) лица, осуществляющего уход, и нетрудоспособного гражданина, за которым он осуществляется. В случае проживания указанных лиц в разных населенных пунктах вопрос о назначении пособия решает Комиссия с учетом конкретных обстоятельств. При этом родственные отношения лица, осуществляющего уход, и нетрудоспособного гражданина значения не имеют.

Решение о назначении (отказе в назначении) пособия в виде копии протокола не позднее семи рабочих дней со дня принятия такого решения выдается лицу, обратившемуся за назначением пособия, или направляется ему по почте.

Решение Комиссии может быть обжаловано в вышестоящий комитет по труду, занятости и социальной защите областного (Минского городского) исполнительного комитета (далее — комитет). Жалоба на решение Комиссии о назначении (отказе в назначении) пособия (далее — административная жалоба) может быть подана в течение одного года со дня принятия обжалуемого решения.

            Обжалование решения Комиссии в судебном порядке осуществляется после его обжалования в комитет.

            Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 30.12.

2011 N 616 пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, устанавливается в размере 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Советом Министров Республики Беларусь, за два последних квартала, а при одновременном осуществлении ухода за двумя и более инвалидами I группы либо лицами, достигшими 80-летнего возраста, — 120 процентов.

С 1 ноября 2017 года размер пособия по уходу за инвалидом I группы или лицом, достигшим 80 лет составляет: 197 руб. 81 коп., а при уходе за несколькими нетрудоспособными гражданами – 237 руб. 37 коп.

В соответствии с пунктом «д» статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», периоды ухода за инвалидом 1 группы, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемого трудоспособным лицом, засчитываются в стаж работы при назначении пенсии. Отметим, что в страховой стаж работы, дающий право на трудовую пенсию, данные периоды не включаются.

Уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет

Лицо, осуществляющее уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, имеет право на пособие.

Это может быть мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида либо другое лицо, фактически осуществляющие уход за ним, при соблюдении определенных условий (ст. 18 Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»).

Данное пособие назначается и выплачивается при условии, если мать (мачеха) или отец (отчим) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида, осуществляющие уход, не являются занятыми в соответствии с пунктом 4 ст. 18. Занятыми в данном контексте считаются следующие лица:

— работающие по трудовым договорам;

— проходящие военную службу, альтернативную службу, службу в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;

— выполняющие работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности;

— являющиеся индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма;

— получающие профессионально-техническое, среднее специальное, высшее или послевузовское образование в дневной форме получения образования;

— проходящие подготовку в клинической ординатуре в очной форме;

— зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработных либо проходящие профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации или осваивающие содержание образовательной программы обучающих курсов по направлению этих органов;

— получающие пенсию или ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячное денежное содержание в соответствии с законодательством о государственной службе.

Также пособие может быть назначено, если такие лица заняты на следующих условиях:

— работают на условиях неполного рабочего времени (не более половины месячной нормы рабочего времени) у одного или нескольких нанимателей или выполняют работу на дому у одного нанимателя;

— являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, и соответствующая деятельность приостановлена в порядке, установленном законодательством;

— являются индивидуальными предпринимателями и не осуществляют предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в процессе прекращения деятельности;

— находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (отпуске по уходу за детьми, предоставляемом по месту службы) или академическом отпуске;

— получают пенсию или ежемесячную страховую выплату в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Другим лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается и выплачивается при условии, если они не являются занятыми, а оба родителя (мать (мачеха), отец (отчим)) в полной семье, родитель в неполной семье, усыновитель (удочеритель), опекун (попечитель) ребенка-инвалида не имеют права на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в соответствии с настоящей статьей либо не могут осуществлять уход за ребенком-инвалидом в связи с инвалидностью I группы.

Права и обязанности опекуна

Согласно Кодексу РБ о браке и семье, опекуны являются законными представителями подопечных и осуществляют от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Опекуны обязаны заботиться о содержании лиц, находящихся под их опекой, создавать им необходимые бытовые условия, обеспечивать их уходом и лечением, защищать их права и законные интересы.

Опекуны над недееспособными лицами вследствие их душевной болезни или слабоумия обязаны, кроме того, следить за осуществлением над подопечными постоянного медицинского наблюдения.

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства осуществлять сделки по отчуждению, в том числе по обмену и дарению имущества подопечного, сдаче его в аренду, безвозмездное пользование или в залог, а также сделки, которые влекут отказ от прав, принадлежащих подопечному, раздел его имущества или выделение из него долей, а также любые другие сделки, которые влекут уменьшение имущества подопечного.

Обязанности по опеке и попечительству выполняются безвозмездно. Опекуны не обязаны содержать подопечных за счет собственных средств.

Семейные отношения

Нуждающиеся в материальной помощи жена в период беременности, супруг, осуществляющий уход за общим ребенком до достижения им трех лет, общим ребенком-инвалидом до достижения им восемнадцати лет, общим нетрудоспособным совершеннолетним ребенком, а также нетрудоспособный супруг имеют право в судебном порядке требовать предоставления содержания от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами. Брачным договором могут быть предусмотрены и другие случаи, при которых наступает обязанность супруга оказывать материальную помощь другому супругу. (ст. 29 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье)

Право нуждающегося в материальной помощи нетрудоспособного супруга на получение содержания от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, сохраняется и после расторжения брака, если он (она) стал нетрудоспособным до расторжения брака или в течение одного года после его расторжения.

Если супруги состояли длительное время (не менее десяти лет) в браке, суд вправе взыскать алименты в пользу разведенного супруга и в том случае, когда он достиг пенсионного возраста не позднее пяти лет со дня расторжения брака.

         Нуждающийся в материальной помощи бывший супруг сохраняет право на получение содержания от другого бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами:

  • до достижения общим ребенком трех лет, если он (она) осуществляет уход за этим ребенком;
  • до достижения общим ребенком-инвалидом восемнадцати лет, если он (она) осуществляет уход за этим ребенком;
  • на время осуществления ухода за общим нетрудоспособным совершеннолетним ребенком.

Нуждающаяся в материальной помощи бывшая жена сохраняет право на получение содержания от бывшего мужа, обладающего необходимыми для этого средствами, в период беременности, если беременность наступила до расторжения брака. (ст. 30 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).

Виталий Павлоградский,

юрист Бюро социальной информации для людей с психическими заболеваниями

+375 44 5792050

e-mail: lawyer@belbsi.by 

Источник: http://stopstigma.by/2018/02/07/law_care/

Социальным некоммерческим организациям нужно выделять больше грантов

Кому выделяют соц работника по уходу за инвалидами

Валерий Рязанский. ПГ / Юрий Инякин

8 июня в России отмечается День соцработника. Какие преобразования ждут сферу соцобслуживания в ближайшее время и что поможет поднять статус ее работников, изданию рассказал председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.

– Валерий Владимирович, меняется ли, на ваш взгляд, отношение общества к соцработникам?

– Конечно. Образ социального работника с авоськами, который разносит кефир и батоны пожилым людям, уходит в прошлое. На смену этому идёт действительно большая индустрия.

Сегодня федеральный Центр ставит чёткую задачу — довести до современного уровня систему социального обслуживания, сделать её более модернизированной, более ориентированной на запросы людей. Для решения этой задачи необходимы целенаправленная кадровая политика и более серьёзная мотивация самих специалистов. Заниматься этим необходимо как на федеральном, так и на региональном уровне.

Серьёзные изменения в этой сфере уже запущены. Важную роль здесь играет привлечение к этому процессу социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО).

Развитие негосударственного сектора, с одной стороны, повлечёт за собой более эффективное расходование бюджетных средств, а с другой стороны, в условиях рыночной конкуренции повысится качество предоставляемых населению социальных услуг. Читайте по теме

– Какие меры необходимо предпринять для того, чтобы количество социальных НКО на рынке увеличивалось?

– Некоммерческим организациям, которые занимаются социальной работой, выделяются президентские гранты в сумме более семи миллиардов рублей.

Регионы также поддерживают их деятельность своими грантовыми программами. Но грантов должно быть больше и их не надо нацеливать на какие-то крупные проекты.

Поддержка очень важна для социальных инициатив в поселках, небольших населенных пунктах, на уровне первичного звена.

Социально ориентированные НКО, которые уже зарекомендовали себя, нужно больше задействовать в выполнении госзаказа на социальные услуги и упрощать их доступ на рынок. Пока недостаточно НКО, которые попадают в сферу выполнения этих услуг. Во-первых, процедура их участия в этом процессе усложнена, во-вторых, их неохотно пускают на рынок структуры государственных муниципальных служб.

Задача на современном этапе, чтобы некоммерческий сектор наряду с государственными социальными службами взял на себя те функции, до которых у крупных государственных и муниципальных структур пока не доходят руки.

– Повышенное внимание уделяется и внедрению инновационных технологий в этой сфере…

– Это действительно так. 19-21 июня в Москве пройдёт уже третий Форум социальных инноваций, темой которого будет роль инновационных проектов в развитии социальной сферы. Готовится масштабная деловая программа, в ней примут участие в том числе авторитетные международные эксперты.

В Кунцевском районе Москвы работает НКО Всероссийского общества слепых «Кунцево-Электро». Ожидается, что к 2020 году доля занятых инвалидовтрудоспособного возраста составит 40 процентов. ПГ / Юрий Инякин

Внимание государства к данной области доказывает и тот факт, что ресурсные центры поддержки социальных инноваций созданы при участии федеральных министерств: Минздрава, Минстроя, Минпросвещения и Минкультуры. В рамках нацпроекта «Образование» около двух миллиардов руб-лей будет направлено на создание 318 региональных ресурсных центров добровольчества.

– Население России, как и всего мира, стареет, увеличивается продолжительность жизни. Как в связи с этим будет меняться соцобслуживание пожилых граждан?

– Одна из самых амбициозных задач — создание новой системы долговременного ухода, причём главным образом на дому.

В феврале регионам были выделены субсидии для пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами.

Проект развернётся в 12 субъектах: республиках Мордовия и Татарстан, Камчатском и Ставропольском краях, Волгоградской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Новгородской, Рязанской и Тульской областях, а также в Москве.

Все, кроме столицы, получат под проект субсидию из федерального бюджета — общая сумма 295 миллионов рублей. Москва будет развивать систему долговременного ухода на собственные средства.

Читайте по теме К 2024 году такая система должна появиться во всех регионах России. Категории граждан, которые нуждаются в долговременном уходе, будут определять местные органы власти.

Но по большому счёту речь идёт о категории 80 плюс.

Долговременный уход должен также включать и системы профилактики и диспансеризации: если молодым достаточно пройти её раз в три года, то пожилым нужно обследоваться ежегодно.

В национальном проекте «Демография» также речь идёт о системном социально-медицинском сопровождении этой категории россиян. Это включает создание геронтологических центров и подготовку специалистов по гериатрии.

Не менее важно здесь обратить внимание на ещё один аспект. Помимо социальной поддержки, государство должно обеспечить для пожилых людей возможность быть полноценной частью общества: гораздо чаще резко сдают одинокие старики, у которых нет поблизости ни родных, ни внимательных соседей. Уход за пожилым человеком, который уже не встаёт с постели, — это крайняя степень участия.

Нам нужно стремиться к тому, чтобы человек цивилизованно старел, чтобы его старость проходила не в одиночестве, чтобы он максимально участвовал в жизни общества.

Это и посильная занятость, и работа в кружках, и творчество, ремесленничество и наставничество — всё что угодно, лишь бы не оставлять человека один на один с его таблетками, с грустными мыслями в одиночестве.

Опять же одних административных мер для выстраивания такой системы будет мало — нужно привлекать НКО и волонтёров.

Не стоит забывать и о стационарных учреждениях для пожилых людей. До 2024 года в регионах построят около 100 таких организаций в общей сложности на 17 тысяч мест. Это позволит ликвидировать очерёдность, снизить численность граждан, которые проживают в одной комнате, улучшить бытовые условия — здесь есть к чему стремиться.

17 тысяч мест в стационарных учреждениях для пожилых людей появится в России до 2024. Для этого в регионах построят около 100 таких организаций.

Однако, по моему мнению, лучшими сиделками в таких случаях могут стать близкие родственники. При этом государство должно обеспечить финансовую поддержку, к примеру, тех неработающих пенсионеров, кто решил ухаживать за своими родными. Это будет хорошим резервом для региональных социальных служб.

– Какие, на ваш взгляд, важные изменения произошли в последнее время в сфере поддержки инвалидов?

– С начала 2019 года вступили в силу изменения в закон о занятости. По существу меняется формат работы этих служб с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Теперь содействие в их занятости предполагает индивидуальный подход. Если раньше органы занятости работали только с теми людьми, которые к ним обратились, то теперь они сами должны проявлять инициативу.

Важно, что в трудоустройстве принимают совместное участие органы занятости, работодатели, учреждения медико-социальной экспертизы, некоммерческие и волонтерские организации.

Ожидается, что к 2020 году доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов такого возраста составит 40 процентов. При этом через службу занятости планируется трудоустроить 60 процентов безработных инвалидов.

Кроме того, сейчас Минтруд разрабатывает законопроект, который предусматривает создание специальных фондов по организации рабочих мест для людей с ограниченными возможностями за счет предприятий, которые сами не могут их принять на работу.

Многие работодатели по тем или иным причинам отказываются трудоустраивать людей с инвалидностью в рамках квот, и если новый механизм примут, то руководители предприятий смогут выбрать и другой вариант. Он предполагает перечисление средств в специальный региональный фонд.

Его можно будет расходовать на организацию создания и поддержания рабочих мест у других работодателей.

– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать социальный работник?

– Совершенно очевидно, что поддержка пожилых граждан и инвалидов, забота о детях-сиротах, помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, требуют не только специальных знаний, но и чуткости, внимания и сострадания.

Социальные работники не только оказывают помощь в быту, но и, что немаловажно, необходимую психологическую поддержку обратившимся к ним людям.

Нередко именно они рассказывают подопечным местные новости, сочувствуют, выслушивают, утешают.

Социальные работники не только оказывают помощь в быту, но и, что немаловажно, необходимую психологическую поддержку обратившимся к ним людям.

Я бы сказал, что соцработники — это своеобразные коммуникаторы между человеком и обществом, и, конечно, без тех качеств, что я назвал, долго продержаться в этой профессии будет невозможно.

– Что бы вы пожелали соцработникам в их профессиональный праздник?

– День социального работника — свидетельство признания заслуг этой благородной профессии. Сегодня в системе социальной защиты населения трудится более полумиллиона специалистов, которые оказывают социальную поддержку 19 миллионам россиян.

Сложно представить, сколько физических и моральных сил ежедневно тратят наши соцработники, делая лучше жизнь тех, кто в этом особенно нуждается.

Искренне желаю всем социальным работникам России здоровья, терпения, гуманизма и побольше слов признательности со стороны людей!

Источник: https://www.pnp.ru/social/socialnym-nekommercheskim-organizaciyam-nuzhno-vydelyat-bolshe-grantov.html

Территория советов
Добавить комментарий